Американские ученые изучили механизм, помогающий усталым мышцам. Вероятно, в момент усталости карнитин-ацетилтрансферазу (CrAt) — фермент, находящийся в митохондриях — вырабатывает ацетилкарнитин, дающий дополнительную энергию. Подробности их исследования опубликованы в журнале Cell Metabolism.

Американские ученые под руководством Деборы Муойо (Deborah Muoio) изучали карнитин-ацетилтрансферазу (CrAt), фермент, находящийся в митохондриях — так называемых «органеллах», высвобождающих энергию клеток. В их эксперименте две группы мышей заставляли бегать на «мышиных тренажерах». У одной из групп в клетках было нормальное содержание карнитин-ацетилтрансферазы, у другой — пониженное. Вторая группа оказалась в силах пробежать только 70% от того расстояния, которое преодолели мыши с нормальным содержанием белка. Очевидно, уставший организм получает дополнительную порцию ацетилкарнитина — соединения, производимого CrAt — и таким образом обретает «второе дыхание». Согласно рабочей гипотезе, именно CrAt дает возможность уставшим мышцам продолжать работать.

Чтобы проверить свое предположение, биологи несколько недель давали группе мышей воду, в которой был растворен ацетилкарнитин. Через месяц эти мыши были способны бежать на 27% дольше, чем раньше. Мало того, изучив мышцы постоянно тренирующихся спортсменов и мышцы обычных людей, ученые увидели, что в организме спортсменов куда больше CrAt.

Впрочем, британский биолог Тим Константин-Теодосиу (Tim Constantin-Teodosiu), который много лет занимается этой проблемой, считает, что Дебора Муойо сделала неправильные выводы. По его мнению, ацетилкарнитин , наоборот, сдерживает молекулы клеток, не давая им возможности выбрасывать дополнительную энергию.

Вопрос о роли ферментов в обретении «второго дыхания» не такой уж отвлеченный, если вспомнить, что ацетилкарнитин очень часто используют в различных пищевых добавках и энергетических напитках. Вопрос, кажется, пока остается открытым.