Ученые из Детской исследовательской больницы Св. Иуды (США) выяснили, что фермент каспаза-6 является ключевым регулятором врожденного иммунитета. Результаты исследования помогут найти способы борьбы с вирусной инфекцией, воспалительными заболеваниями и раком, пишет пресс-служба больницы. Работа готовится к публикации в журнале Cell.

Каспазы – это семейство ферментов, которые регулируют запрограммированную гибель клеток (то есть саморазрушение клетки), а также играет роль воспалительном процессе. Каспаза-6 также связана с неврологическими расстройствами, такими как болезнь Альцгеймера и болезнь Хантингтона. Тем не менее, весь спектр функций фермента не был до конца определен. Теперь исследователи обнаружили, как каспаза-6 регулирует воспалительный процесс с помощью белков ZBP1-NLRP3.

Команда из лаборатории Каннеганти при Детской исследовательской больницы Св. Иуды ранее первой идентифицировала ZNA-связывающий белок 1 (ZBP1) как врожденный иммунный сенсор гриппа, РНК-вируса. Работа ученых из этой лаборатории также показала, что ZBP1 запускает гибель воспалительных клеток в виде пироптоза, апоптоза и некроптоза (ПАН), которые вместе известны как ПАНоптоз. Пироптоз, апоптоз и некроптоз – это разные виды программируемой гибели клетки.

ПАНоптоз представляет собой воспалительный путь смерти, который регулируется компонентами ПАНоптосомы. Каспаза-6 помогает в этом процессе. Грубо говоря, фермент «набирает рекрутов», которые связываются с ZBP1-ПАНоптосомой: каспаза-6 взаимодействует с другим ферментом – RIPK3, чтобы облегчить его связь рецептором ZBP1.

Как показало исследование на лабораторных мышах, дефицит каспазы-6 приводит к повышенной восприимчивости организма к вирусной инфекции гриппа. Так же при дефиците фермента повышается вероятность, что вирус сможет переместиться в легкие. Авторы работы не исключают, что способ уничтожения воспалительных клеток, который работает с помощью каспазы-6, необходим для борьбы и с другими респираторными вирусами.

[Фото: ST. JUDE CHILDREN'S RESEARCH HOSPITAL]