Датские ученые во главе с Ромэйном Берресом (Romain Barres) из Копенгагского университета описали эпигенетические факторы, возможно отвечающие за передачу потомству склонности к ожирению. Работа опубликована в журнале Cell Metabolism, о результатах исследования рассказывает The New York Times.

Первым этапом ученые взяли образцы спермы у 10 мужчин, страдающих ожирением, и 13 мужчин нормального телосложения. В образцах они обнаружили ряд эпигенетических различий, то есть признаков, которые не могли передаваться по наследству, в частности, признаки процесса метилирования ДНК. Ученые идентифицировали более 9000 генов, в которых эти признаки различались у здоровых и больных ожирением мужчин.

Далее шесть мужчин с ожирением согласились на операцию в рамках бариативной хирургии, то есть собственно по избавлению от излишков жира оперативным путем. У ученых была задача посмотреть, как избавление от лишнего веса повлияет на выявленные эпигенетические факторы. Через год после операции у пациентов было обнаружено 3900 генов, характеристики метилирования в которых поменялись. И в том числе это были гены, ответственные за контроль над аппетитом.

В рамках данного исследования невозможно было установить, как изменения скажутся на будущих детях испытуемых, поэтому ученые не берутся судить об этом. Далее они планируют соотнести выявленные эпигенетические параметрами с характеристиками клеток крови детей этих мужчин, чтобы попробовать найти взаимосвязь.

Концепция негенетического наследования в последние годы активно пополняется доказательной базой. В частности, портал Научная Россия писал об исследовании, в котором было показано, что дети, чьи родители пережили Холокост, несут в своих генах изменения, которые возникли у их родителей от пережитых потрясений.