Российские программисты-волонтеры Алексей Сергеев, Аскар Тимиргарзин и Максим Чернышов, работающие в ведущих IT-компаниях страны, разработали уникальное веб-приложение, отрывающее доступ к данным телескопа XMM-Newton, принадлежащего ESA (Европейскому космическому агентству). Благодаря этому многие ученые мира получат доступ к базе данных одной из крупнейших обсерваторий, а некоторые открытия можно будет делать прямо в режиме онлайн. Об этом сообщается в официальном пресс-релизе МГУ.

Одним из применений разработки может стать поиск так называемых черных дыр промежуточных масс. Дело в том, что черные дыры — одни из наиболее загадочных объектов Вселенной — по своей величине подразделяются на два больших класса: сверхмассивные и черные дыры звездных размеров. Если масса последних составляет примерно от 5 до 50 масс Солнца, то вес первых может быть в миллиарды раз больше. Считается, что они возникли очень давно — всего лишь спустя несколько миллионов лет после Большого Взрыва.

Кроме того, существуют черные дыры промежуточных масс, без которых существование сверхмассивных черных дыр было бы невозможно. Однако их осталось совсем немного. Например, считается, что во всей галактике Млечный Путь их не более ста. На их поиски направлены усилия всех астрономических сообществ мира. Единственный более-менее надежный «кандидат», с массой 100 тыс. Солнц, был обнаружен в 2009 г.

Исследователь Иван Золотухин из Государственного астрономического института при МГУ имени М.В. Ломоносова считает, что новая онлайн-база станет надежным подспорьем для дальнейших поисков. «Важно, что благодаря простому и понятному дизайну специфическими рентгеновскими данными теперь могут пользоваться ученые из других отраслей науки», — сказал он. Веб-ресурс доступен всем желающим по ссылке.

Российские ученые хотят составить каталог подобных объектов, исходя из наблюдений красных смещенных галактик. В этом может помочь поиск в окрестностях миллионов галактик объектов, светящихся в рентгеновском спектре выше определенного значения.

К слову, большие надежды возлагаются и на совместную российско-германскую разработку — космическую обсерваторию «Спектр-РГ», которая будет сканировать небо в рентгеновском диапазоне. О проекте ранее рассказывал портал Научная Россия.

[Публикация подготовлена Центром популяризации научных знаний МГУ им. М.В. Ломоносова].