Из Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ, Москва) в год празднования 25-летнего юбилея вуза в целях оптимизации уволены известные ученые, стоявшие у истоков этого образовательного учреждения. Это люди с мировым именем — литературоведы Юрий Манн, Нина Павлова, лингвист Владимир Дыбо, театровед Вадим Гаевский, филолог-классик Николай Федоров и другие. Впрочем, с тех пор решение об увольнении профессора Манна было пересмотрено, как сообщает Дина Магомедова, заведующая кафедрой Истории русской классической литературы Института филологии и истории РГГУ со ссылкой на уверения отдела кадров университета.

Новая администрация вуза решила упразднить позицию профессора-консультанта, которую занимали в последнее время все названные исследователи. Наш источник в университете сообщает, что уволенных о соответствующем приказе руководства оповестили по телефону утром 29 марта.

Литературный критик и переводчик Лев Оборин, выпускник РГГУ, в своем интернет-блоге прокомментировал, что подобное решение руководства вуза равносильно увольнению «в целях оптимизации» покойного Умберто Эко из Болонского университета. «Для тех, кто не в курсе: Юрий Манн — главный в мире специалист по творчеству Гоголя; Нина Павлова — крупнейший исследователь немецкой литературы XX века; Вадим Гаевский — знаменитый театровед и театральный критик; Николай Федоров — латинист, автор учебника латыни, по которому училось несколько поколений; Владимир Дыбо — лингвист, член РАН». Ниже мы предлагаем еще несколько комментариев.

Ранее портал Научная Россия сообщал о том, что РГГУ в силу ряда причин испытывает значительные финансовые трудности. Профессорско-преподавательский состав вуза выражал свое несогласие с практикой одногодовых контрактов, нацеленной на экономию средств за счет зарплаты сотрудников за летние месяцы.

Мы будем следить за меняющейся обстановкой.

Мария Майофис, старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС, студентка (1993—1998) и аспирантка (1998—2001) историко-филологического факультета РГГУ:

Мгновенное, шокирующее увольнение заслуженных профессоров-гуманитариев из РГГУ, вероятно, замышлялось руководством университета как сильный жест, направленный в адрес той части профессорско-преподавательского состава, которая не поддержала на выборах нового ректора. Трудно предположить, что увольнявшие не подумали о негативном резонансе своих действий. Значит, угрожающий кулак был важнее научной и этической репутации университета — в финансовую оптимизацию как конечную цель я, честно говоря, не верю и никогда не поверю. Новый ректор стремится показать, что отныне университет не будет опираться на свои лучшие академические достижения 1990-х — начала 2000-х годов, что все университетское здание будет выстраиваться заново. Как заново? Прежде всего, видимо, с помощью девяти (а не пяти, как раньше) проректоров, о других научных приобретениях нам пока ничего не рассказали.

Уже предвыборная кампания показала, что в РГГУ фактически столкнулись не только две концепции развития, две модели существования университета в обществе, но и два совершенно различных подхода к научной и общечеловеческой этике. И новая администрация в настоящий момент делает все, чтобы представить назревающие конфликты не как экономические или управленческие, а именно как этические. Что ж, у преподавателей РГГУ, встающих на сторону уволенных профессоров, есть достаточно интеллектуальных и моральных ресурсов, чтобы поднять брошенную перчатку.

Ирина Ершова, профессор кафедры Сравнительной истории литератур, Институт филологии и истории, РГГУ:

Мне позвонила Нина Сергеевна Павлова, моя любимая и прекрасная, главный германист нашей страны — ей просто позвонили сегодня утром и сообщили о сокращении (она, между прочим, читает курс). Означает это следующее — первым делом сократили всех стариков, которые были на маленьких деньгах профессорами-консультантами. А это В. Дыбо, академик, ИВКА, Н.А. Федоров, Ю.В. Манн, В.М. Гаевский, Н.С. Павлова, есть и другие, просто всех не знаю — все это слава нашего университета. Может, надо было не президента сажать на огромную зарплату, а прекрасных пожилых ученых поддержать. Достойные первые шаги нового ректора, ничего не скажешь...

Так же, как и многие, в университете, я слушаю, что говорят коллеги, узнаю о каких-то событиях из-устно, а что-то — как в случае с сокращением наших Заслуженных профессоров РГГУ — от них самих. Непристойно все. То, что сообщили звонками из отдела кадров самим этим очень пожилым людям, не заботясь об их реакции; что не подождали лета — сейчас они будут работать бесплатно; что не пытались найти форму их сохранения в университете, что не сообщили сначала заведующим соответствующих кафедр. Оптимизацию штатного состава при подготовке к возможному летнему слиянию (как всегда, тоже молва несет) начали с самых уязвимых и самых достойных. А еще под это дело президент РГГУ Пивовар хочет, видимо, ликвидировать Институт филологии и истории (разодрать его на специальности). Это все только начало...
Дело даже не в самом слиянии, но как всегда в тех людях, которые его собираются осуществлять.

TimeOut Москва дозвонился до Вадима Гаевского и начальника отдела кадров РГГУ Натальи Назаровой.

Вадим Гаевский:

«Позвонила милая, очень смущенная сотрудница отдела кадров и попросила, чтобы я пришел прочитать и подписать приказ о своем увольнении. У меня вчера был присутственный день — и меня немного удивило, что от меня вчера скрывалось мое начальство, с которым мы обычно встречаемся. А теперь я узнал, что уволен не только я — нас пятеро так называемых профессоров-консультантов. Несколько месяцев назад нас перевели на эти должности, и я понял, что, значит, скоро попросят.

Ну да, пришел новый начальник определенного вида. И он решил никого не звать, как делается в таких случаях, в кабинет, не благодарить и т.д., хотя все мы работали там с первого дня существования РГГУ. С другой стороны, зачем этим людям определенного вида кого-то благодарить?».

Начальник отдела кадров РГГУ Наталья Назарова:

«Это кого же, интересно? Я как начальник отдела кадров говорю, что мне ничего об этом не известно, ни о каких увольнениях я не знаю. У вас изначально недостоверная информация, комментировать я ничего не буду», — и бросила трубку.

Lenta.ru цитирует ректора РГГУ Евгения Ивахненко:

«Это просто чья-то выдумка. Они останутся на своих местах на прежних условиях».

Примерно то же ректор сказал и сайту Colta:

«Однозначно профессора эти не увольняются! Непонятно, почему возникла эта проблема, из-за чего она произошла».

«Ну, как мы можем увольнять таких людей, как [Юрий] Манн. У нас есть реогранизация, но она не касается людей наиболее заслуженных». И действительно, как они могут.

Тем временем, появляются уже заявления от организаций. Ассоциация театральных критиков России опубликовала открытое письмо:

Уважаемый Евгений Николаевич

Ассоциация театральных критиков России, в которую входят 138 профессионалов из множества городов России, выражает негодование по поводу увольнения ряда профессоров РГГУ. Сомнительным и неуважительным является увольнение по телефону из отдела кадров, о котором стало известно сегодня. В число уволенных попали крупнейшие, авторитетные специалисты в различных областях науки, труды которых стали востребованы и популярны во всей гуманитарной России.

Вадим Моисеевич Гаевский является основателем школы театроведения в РГГУ — факт, который трудно обойти и игнорировать. Гаевский — легендарный театровед и балетный критик, автор разошедшихся на цитаты книг «Дивертисмент», «Флейта Гамлета», «Дом Петипа», член нашей Ассоциации. Его книги, статьи и выступления повлияли на несколько поколений актеров, режиссеров и даже зрителей. Гаевский по сути стал учителем (очным или заочным) почти всех ныне действующих балетных критиков Москвы. Кроме того, Гаевский является автором выпущенной издательством РГГУ трилогии: «Книга расставаний», «Книга встреч» и «Книга ожиданий» (2007-2014).

Мы считаем это увольнение несправедливым и оскорбительным. На специалистов такого уровня не могут распространяться законы, касающиеся возрастного ценза. Кроме того, нам всем хорошо известно, что профессора остаются трудоспособными, читают лекции, выступают в печати. В настоящее время Гаевский работает над новой книгой, отрывки из которой уже публикуются. Эти люди достойны исключительно уважительного отношения, статуса почетных профессоров и т.д.

Евгений Николаевич! Мы просим Вас пересмотреть решение и принести извинения уволенным сотрудникам.

Члены координационной группы Ассоциации театральных критиков

Юлия Бедерова
Марина Давыдова
Марина Дмитревская
Роман Должанский
Николай Песочинский
Андрей Пронин
Павел Руднев
Глеб Ситковский
Ольга Федянина

Анна Дыбо (дочь Владимира Дыбо, одного из, как уверяет ректор, не уволенных профессоров) в беседе с корреспондентом «Научной России» рассказала, что вчера (28 марта) ей позвонили из Управления кадров РГГУ и предложили прийти и забрать уведомление об увольнении. Позднее она сообщила, что звонок поступил в 28 марта в 16:26, с номера 8 (495) 250-6149. Если найти этот номер в телефонном справочнике РГГУ, то окажется, что этот номер стоит в Управлении кадров РГГУ, комната 108 —  это та самая комната, куда предлагали зайти увольняемым или их родственникам.

Максим Алонцев, ученый секретарь ИВКА РГГУ, сообщил, что сегодня утром имел телефонную беседу с представителем Управления кадров РГГУ. (Это было еще до того, как ректор заявил, что у всех участников событий была коллективная галлюцинация.) Оттуда сообщили, что сумели дозвониться до Анны Дыбо и Николая Федорова, но не смогли — до Александра Милитарева и просили помочь им связаться с этим последним, потому что могут выдать на руки уведомление только либо самому увольняемому, либо его родственникам. К сведению, Александр Милитарев — филолог и лингвист, один из крупнейших специалистов в области сравнительно-исторического языкознания и проч.

Ближе к концу рабочего дня в официальной группе РГГУ в Facebook появилась справка, вроде бы от имени администрации РГГУ. В бумаге, заверенной гербовой печатью и подписанной Н.Н. Назаровой, — но не имеющей даты — написано, что «Управление кадров РГГУ сообщает, что вопрос об увольнении ниже перечисленных сотрудников [в списке Манн, Павлова, Гаевский и Дыбо. — Научная Россия] не обсуждался руководством университета». Почему в списке только четыре человека, хотя уволено было больше, неизвестно. Интересно, что в шапке справки РГГУ назван учреждением «высшего профессионального образования», хотя в документах и на сайте вуза везде идет речь об «учреждении высшего образования». Злые языки уже предположили, что эта описка появилась неспроста — чтобы, если не сработает, можно было отмахнуться как от очередной ошибки.

Сейчас (около шести вечера) в Управлении кадров никто не хочет ничего комментировать, начальник (т.е. вышеупомянутая Н.Н. Назарова) на совещании.

Глава пресс-службы РГГУ Елена Комарова сообщила агентству Интерфакс, что все еще немного сложнее. С двумя учеными — Николаем Федоровым и Александром Милитаревым «обсуждается вопрос о сокращении, но решение не принято», при этом Комарова отметила «преклонный возраст» их обоих.

P.S. Зачем это все было начинать и потом так неумело выкручиваться, совершенно непонятно.

P.P.S. Прекрасное интервью взяла Lenta.ru. Интонации характерны, характеры видны.