Депрессия, стресс и продолжительность жизни проявляются в активности некоторых генов, установили ученые из США. В частности они обнаружили, что долголетие отражает ген ANK3. Результаты их работы опубликованы в журнале группы Nature — Molecular Psychiatry.

Группа ученых из Медицинской школы Университета Индианы и Исследовательского института Скриппса искала гены, связанные с настроением, стрессом и долголетием. Поиск удался, как сказал Александр Никулеску (Alexander B. Niculescu III), профессор психиатрии и медицинской нейрологии Университета Индианы. Последовательный анализ найденных генов показал, что они изменяют активность с возрастом, и что у людей, подвергшихся значительному стрессу или расстройству настроения, изменяется уровень экспрессии генов, которые связаны с преждевременным старением и сокращением продолжительности жизни.

Поводом для исследования стало открытие, которое сделал соавтор Никулеску Майкл Петрашек (Michael Petrascheck). Он заметил, что кишечная палочка C. elegans на фоне антидепрессанта миансерина живет дольше. Поэтому следующим шагом стал поиск и анализ генов, вовлеченных в этот процесс.

Ученые установили у кишечной палочки 231 ген, активность которых изменяется на фоне миансерина. У человека есть 347 сходных генов. Их сопоставили с анализом генома 3577 взрослых людей, чтобы найти гены, связанные с симптомами депрессии. В области пересечения оказались 134 гена. Из них приоритетным оказался ген ANK3, который, как выяснилось в последние годы, вовлечен в психиатрические расстройства.

Далее ученые изучили 700 образцов крови пациентов с психиатрические расстройством, а также образцы крови самоубийц, хранящихся в полицейском участке округа Мэрион штата Индианаполис. У старых пациентов обнаружили значительно высокий уровень экспрессии ANK3 по сравнению с молодыми пациентами. Уровень ANK3 высок и у самоубийц. Другие исследователи независимо отмечали высокий уровень ANK3 у людей с синдромом Гетчинсона-Гилфорда, который представляет собой форму ускоренного старения.

С помощью бионформационного анализа лекарств авторы работы обнаружили несколько соединений, которые могут влиять на эти гены и увеличивать продолжительность жизни. Ничего сверхъестественного: это омега-3 жирные кислоты, пирацетам, кверцетин, витамин Д и ресвератрол, а также эстрогенподобные соединения, антидиабетики и рапамицин.

Наука давно пытается раскрыть секрет долголетия. Так, недавно российские ученые установили достоверные различия для двух генов — UCP3 и PPАRA — у переживших блокаду Ленинграда.