Группа ученых из миссии Curiosity, исследующей Марс, нашла свидетельства того, что прежде в атмосфере красной планеты было больше кислорода. Специальный лазерный анализатор, установленный на борту космического аппарата, показал наличие оксида марганца в количестве, намекающем на более высокий процент кислорода в атмосфере планеты. Это открытие Curiosity наряду, например, с недавно найденными следами древних озер, добавляет интересные факты о прошлом соседней планеты. Об открытии сообщает портал Science Daily.

Оксид марганца обнаружен в области Гейл Кратер, в котором ранее, как предполагают исследователи, присутствовало значительное количество грунтовых вод. Окисление марганца происходит, как правило, в результате жизнедеятельности особых микроорганизмов или под воздействием кислорода и воды. Учитывая, что первый вариант представляется маловероятным, ученые предположили, что ранее в атмосфере Марса содержалось больше кислорода.

«Такие породы с высоким содержанием марганца не могут образовываться без большого количества жидкой воды и сильно окисляющих условий. На Земле у нас было много воды, но никакого широко распространенного отложения оксида марганца не наблюдается до тех пор, пока уровень кислорода в нашей атмосфере не достиг достаточно высокого уровня», — объяснила исследователь НАСА Нина Ланца (Nina Lanza).

Марсоход Curiosity имеет на своей мачте специальную лазерную установку ChemCam. Она «выстреливает» лазерными лучами и оценивает характер отраженной плазмы, тем самым выявляя химический состав окружающих пород.

Ученые считают, что период «богатый» кислородом в истории красной планеты связан со временем, когда Марс начал утрачивать свое гравитационное поле. В это время на поверхности планеты имелось достаточно много воды, и ионизирующая космическая радиация начала расщеплять ее на водород и кислород. Большая часть высвобожденного кислорода проникла в горные породы, вызвав характерный ржавый окрас пыли, которая покрывает поверхность планеты сегодня.

«Трудно подтвердить, действительно ли с кислородом в марсианской атмосфере произошел именно этот сценарий. Но важно отметить, что эта идея представляет собой прорыв в нашем понимании того, как планетарная атмосфера может насыщаться кислородом», — добавила Нина Ланца.

Curiosity исследует Гейл Кратер c 2012 года. Высокое содержание оксида марганца обнаружено в трещинах т.н. «Кемберлийской» области кратера. Но это не единственное место на Марсе, где были обнаружен оксид марганца. Исследуя материалы экспедиции Opportunity на Марс 2004 года, ученые также недавно обнаружили высокие месторождения марганца в тысячах миль от места работы Curiosity.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что на Марсе могла существовать континентальная кора.