Биоинженеры под руководством Энтони Атала (Anthony Atala) из Института регенеративной медицины в Уэйк-Форесте (США) представили новую технологию биопринтинга, на которой можно печатать полноценные копии человеческих костей, хрящей и мышц. Статья ученых опубликована в журнале Nature Biotechnology, о разработке рассказывает The Guardian.

Ученые представили распечатанные по своей технологии уши, кости и мышцы и имплантировали их подопытным мышам, крысам и кроликам. Ткани настолько хорошо прижились, что костные имплантаты, напечатанные с использованием человеческих стволовых клеток, через несколько месяцев образовали вокруг себя кровеносные сосуды.

Для наглядности биоинженеры также напечатали человеческое ухо. В качестве шаблона был использован МРТ-снимок реального добровольца. После имплантации (опять же пока грызуну) ухо через какое-то время покрылось сеткой сосудов.

Для печати ученые используют полимер, свойства которого дают возможность укладывать клетки слоями с небольшим расстоянием между ними, что оставляет клеткам возможность дальше расти. Сразу после имплантации напечатанный из такого материала орган удерживается при помощи специального геля, который также обеспечивает подведение к клеткам питания и кислорода. Далее клетки осваиваются в организме, устанавливают собственные связи с соседними, и тогда гель растворяют с помощью разового сеанса облучения ультрафиолетом.

Имплантировать такие ткани людям ученые еще не пробовали, клинические испытания технологии еще предстоят, но есть вероятность, что она сделает настоящую революцию в трансплантологии.