Может ли успех иммунотерапии рака зависеть от кишечных бактерий?

Может ли реакция на иммунотерапию рака зависеть от бактерий, которые образуются в кишечнике и перемещаются в опухоль? – об этом пишет eurekalert.org со ссылкой на Journal of Experimental Medicine.

Исследование, проведенное учеными из Юго-Западного медицинского центра Университета Техаса и Чикагского университета, показывает, что бактерии кишечника могут проникать в опухолевые клетки и повышать эффективность экспериментальной иммунотерапии, нацеленной на белок CD47.

Используя мышиные модели злокачественных новообразований, ученые обнаружили, что кишечный микроб Bifidobacterium накапливается в опухолях, превращая не отвечающие на анти-CD47 терапию опухоли в чувствительные.

Исследование группы обнаружило, что реакция на лечение зависит от типа бактерий, живущих в кишечнике животных. Затем они определили механизм: комбинация антител против CD47 и кишечных бактерий работает через STING-путь врожденного иммунитета организма - первую линию защиты организма от инфекции.

В экспериментах использовали разных мышей: принимающих антибиотики и выращенных в среде, не содержащей микробов.

В одном эксперименте они изучали мышей, выращенных в двух разных помещениях, в кишечнике которых были разные смеси бактерий. Одна группа реагировала на анти-CD47, а другая - нет. Вторая группа стала реагировать, однако, после размещения с респондентами, что указывает на то, что оральный перенос или контактная передача кишечных бактерий происходили между группами, говорят исследователи.

Белок CD47 экспрессируется в большом количестве на поверхности многих раковых клеток, где он действует как сигнал «не ешь меня» для макрофагов иммунной системы, обычно называемых лейкоцитами. В результате анти-CD47, также известный как терапия блокады CD47, в настоящее время исследуется в нескольких клинических испытаниях. Тем не менее, исследования на мышах, предшествовавших этим испытаниям, дали смешанные результаты, и только некоторые мыши реагировали на терапию анти-CD47, - объясняет соответствующий автор Ян-Синь Фу, доктор медицинских наук, профессор патологии, иммунологии и радиации в Университете Техаса.

«Мы чувствовали, что должны улучшить анти-CD47-терапию и понять механизмы», - говорит он. Это заставило их задуматься о микробиоме кишечника - бактериях, которые растут в кишечнике и способствуют пищеварению. Известно, что эта бактериальная экосистема, которую иногда называют микробиотой, также влияет на способность кишечника противостоять патогенам и реакцию хозяина на иммунотерапию рака.

«Но как микробиота это делает, неясно, - говорит Фу. - Исследование показало, что некоторые бактерии из кишечника перемещаются в опухоль и попадают в клетки или микроокружение, где бактерии содействуют способности блокады CD47 атаковать опухоль. Мы обнаружили, что это происходит через путь иммунной сигнализации, называемый стимулятором гены интерферона (STING)».

Полученные данные свидетельствуют о том, что пробиотик может когда-нибудь быть использован для улучшения анти-CD47-терапии, говорит Фу, научный сотрудник Института по профилактике и исследованию рака (CPRIT) и обладатель профессора Мэри Нелл и Ральфа Б. Роджерса в области иммунологии в юго-западном штате Юта.

Исследователи также обнаружили, что мыши с опухолями, которые обычно реагируют на лечение анти-CD47, не отвечают, если их кишечные бактерии были уничтожены антибиотиками. Напротив, лечение анти-CD47 стало эффективным у мышей, которые обычно не реагируют на терапию, когда этим животным вводили бифидобактерии - тип бактерий, которые часто обнаруживаются в желудочно-кишечном тракте здоровых мышей и людей.

Ученые также обнаружили, что бактерии мигрируют в опухоли, активируя STING иммунный сигнальный путь. Это запускает выработку иммунных сигнальных молекул, таких как интерфероны типа 1, и активацию иммунных клеток, которые, по-видимому, атакуют и разрушают опухоль, как только анти-CD47-агент аннулирует метку CD47 «не ешь меня», сообщают исследователи. Исследователи обнаружили, что мыши, генетически не способные активировать интерферон 1-го типа, не реагируют на метод бактериальной иммунотерапии. Точно так же мыши, неспособные получить доступ к пути STING, не продемонстрировали никакого получения пользы от комбинированного подхода бактериальной иммунотерапии, что подтверждает важность передачи сигналов STING.

«Вполне возможно, что более чем один тип кишечной микробиоты может повысить иммунитет опухоли подобным образом, и мы хотели бы исследовать это», - добавляет Фу.