30 сентября 2016 года в 14:19 по московскому времени Центр управления Европейского космического агентства в Дармштадте, Германия, получил подтверждение окончания миссии аппарата «Розетта». Зонд столкнулся с поверхностью кометы 67/P Чурюмова-Герасименко и его связь с Землей окончательно порвалась. Таким запланированным последним маневром исследователи завершили миссию, чтобы успеть получить еще ряд ценных данных во время этого полета. Об этом сообщает ЕКА.

«Смертельный» маневр аппарата транслировался на сайте Европейского космического агентства, руководившего миссией. Все полученные данные сразу передавались на Землю, поскольку сохранять их в памяти аппарата уже было бессмысленно.

Исследователи направят «Розетту» в район впадины Дейр эль-Медина на поверхности кометы. Это место выбрано неслучайно: ученые считают, что именно здесь можно получить максимальное число новых ценных данных о комете. В частности, здесь находятся округлые блоки, которые предположительно были базовыми строительными элементами кометы.

Напомним, что миссия «Розетта» к комете Чурюмова-Герасименко стартовала в марте 2004 года и спустя 10 лет долетела до своей цели. Главным же событием миссии стал спуск на поверхность кометы аппарата «Филы» — впервые в истории человечества. Аппарат успел проработать на поверхности меньше, чем рассчитывали ученые, прежде чем у него закончилась энергия, но основные научные задачи все же были решены. Одним из главных прорывов стали результаты исследования состава воды, найденной на комете — оказалось, что он сильно отличается от состава земной воды, что заставило ученых вновь спорить о гипотезе заносе воды на Землю кометами.

[На фотографии: последняя серия снимков, присланная Розеттой — снята в ходе последнего спуска. ESA/Rosetta/MPS для OSIRIS Team MPS/UPD/LAM/IAA/SSO/INTA/UPM/DASP/IDA]