Магниты, прикрепленные к дверце вашего холодильника, могут однажды начать использоваться в качестве хладагентов для своего носителя. Во всяком случае, такие перспективы открывают перед нами исследователи из Массачусетского технологического института (MIT). Информация об их исследовании опубликована в журнале Physical Review Letters и на сайте MIT.

Теория гласит следующее. В 1930 году Феликсом Блохом (Felix Bloch) для объяснения определенных состояний ферромагнетиков было введено понятие магнона — квазичастицы, соответствующей элементарному возбуждению системы взаимодействующих спинов. Квантовая теория спиновых волн разработана Тэдом Хольстеном, Генри Примаковым (1940) и Фрименом Дайсоном (1956). Они показали, что магноны ведут себя как слабо взаимодействующие квазичастицы, подчиняющиеся законам Бозе — Эйнштейна. В 1957 году Бертрам Брокхауз нашел непосредственное доказательство существования магнонов, и эксперименты многих научных групп с ферромагнетиками доказали, что магноны действительно подчиняются законам Бозе — Эйнштейна.

Так вот, магноны также проводят тепло. Исследователи из MIT рассчитали, что в магнитном поле магноны можно заставить передвигаться от одного конца магнита до другого, перенося тепло и производят охлаждающий эффект.

«Тепло можно перенести от одной стороны к другой, используя таким образом магнит как рефрижератор», — говорит Болин Ляо (Bolin Liao), постдок департамента машиностроения MIT. Такой холодильник на магнитах не потребует никакого жидкого хладагента, который сейчас работает в наших холодильниках.

Фото: Bala8, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons