Около четверти клеток кожи нашего лица содержат связанные с раком мутации, которые появляются под действием яркого солнечного света. Об этом говорят результаты исследования ученых из центра геномных исследований Институт Сенгера (Кембридж, Великобритания), опубликованные в журнале Science. Подробности приводятся в пресс-релизе Кембриджского университета.

В рамках этого исследования генетики взяли 234 биопсии (пробы живых тканей) у людей в возрасте от 55 до 73 лет, которые проходили процедуру удаления лишней кожи вокруг глаз. Именно эта кожа, на протяжении всей жизни подвергавшаяся действию ультрафиолета, и послужила материалом для анализа.

Анализ показал, что каждый квадратный сантиметр кожи лица содержит свыше 100 мутаций, связанных с раком, а всего их было выявлено в образцах 3760. Мутировавшие клетки образовывали кластеры (клоны), которые по размерам примерно вдвое превышали клоны здоровых клеток. В некоторых клетках накопилось уже по две, а то и по три опасные мутации. Но этого недостаточно для развития рака, говорят ученые.

«Первые связанные с раком мутации дают клеткам преимущество перед их нормальными соседями. Они начинают бурно делиться, и уже больше клеток ждут следующей мутации, чтобы продвинуться ещё дальше, — рассказал доктор Питер Кемпбелл (Peter Campbell), один из ведущих авторов исследования. — Сколько таких шагов нужно для того, чтобы развился рак? Может пять, может десять, мы пока не знаем».

Его коллега, доктор Иньиго Мартинкорена (Iñigo Martincorena), назвал мутировавшие клетки лица «подводной частью айсберга» в сравнении с его верхушкой — небольшим количеством клеток, которые в итоге действительно становятся раковыми.

Нужно отметить, что найденные в клетках кожи пациентов мутации связаны с карциномой, — самой распространенной и хорошо поддающейся лечению формой рака, которая вызывается воздействием на кожу солнечных лучей, — а не с меланомой, которая встречается реже и лечится гораздо хуже.

Тем не менее, ученые предупреждают, что свою кожу лучше беречь от яркого солнца, потому что под воздействием ультрафиолета новые мутации могут появляться каждый день, повышая тем самым риск в итоге все же заболеть раком.