Полеты в космос имеют множество серьезных и пока недостаточно изученных последствий для нашего организма — в том числе ухудшение зрения. Это явление и способы борьбы с ним изучаются, в том числе, в рамках программы NASA «Здоровье зрения», которую возглавляет Кристиан Отто (Christian Otto) из Университетской ассоциации космических исследований в Хьюстоне (Техас, США). О некоторых результатах работы его группы рассказывает сайт NASA.

Отто с коллегами проверяют параметры зрения астронавтов, работающих на Международной космической станции — как во время их миссии, так и до и после нее. Анализ этих данных позволяет констатировать, что у 70% человек (из 33 изученных членов экипажей МКС) космические полеты действительно ухудшают зрение. Почему это происходит? По-видимому, говорят ученые, в невесомости внутричерепное давление у людей повышается, что негативно влияет на разные части глаза. Интересно, что у мужчин этот эффект проявляется вдвое чаще.

В частности, у семи астронавтов с МКС (все они мужчины) нашли гипертоническую ретинопатию. При этом нарушении, которое также называют отеком зрительного нерва или эдемой оптического диска (ODE), из-за повышенного кровяного давления повреждается сетчатка глаза. Степень проявления ODE измеряется по шкале от 1 до 7, где 1 — самая слабая степень, а 7 — самая сильная. У шести из астронавтов диагностирована ODE первой степени и еще у одного — третьей.

Кроме того, у побывавших на Международной космической станции после возвращения на Землю могут развиваться другие опасные болезни глаз, например, глаукома и идиопатическая внутричерепная гипертензия, которые чреваты не только ухудшением зрения, но и головными болями и, потенциально, полной потерей зрения.

«Данные нашего исследования помогут ученым разработать меры профилактики нарушений, подобных ODE, и борьбы с ними, — сказал Отто. — Они позволят нам разработать адресные методы лечения для предотвращения проблем».

Также работающие на NASA ученые разрабатывают эффективные методы неинвазивного измерения внутричерепного давления. Сейчас оно измеряется либо спинномозговой пункцией, либо специальным микрозондом через отверстие в черепе.

Отметим, что сейчас NASA и Microsoft разрабатывают новые очки виртуальной реальности Sidekick, которые должны будут помочь астронавтам в их работе на МКС.