Группа исследователей из Томского политехнического университета совместно с коллегами из вузов и институтов Томска работают над созданием биологического автономного модуля, в котором можно будет выращивать растения в космосе.

Возможность культивирования растений в условиях микрогравитации была неоднократно подтверждена экспериментально. Однако в рамках исследований орбитальные теплицы размещались в жилых отсеках орбитальных станций. Сейчас сибирские политехники намерены создать оранжерею, которая будет дрейфовать за бортом, чтобы не занимать место в космической станции. При необходимости автономный модуль будет пристыковываться к МКC по специальному шлюзу.

Орбитальная теплица будет полностью автоматизирована. Заниматься посадками, ухаживать за космическими грядками и собирать урожай будут роботизированные системы. Площадь космического огорода составит 30 квадратных метров. Там будут выращиваться овощи и зелень: стручковая фасоль, базилик, петрушка, лук-порей, шпинат, капуста и даже свекла. Эти культуры позволят обеспечить космонавтов необходимыми витаминами и микроэлементами.

- Модуль будет выполнен из гибкого материала для компактной сборки и автоматической орбитальной распаковки. Благодаря цилиндрической форме он сможет приспособиться к разным условиям гравитации, что позволит в далекой перспективе использовать его, например, на Луне или Марсе, - рассказал РГ директор Инженерной школы новых производственных технологий ТПУ Алексей Яковлев.

Этой весной в томской smart-теплице уже получили первый урожай редиски, клубники и хлореллы, выращенных роботами. Ученые утверждают, что уже через несколько лет такой урожай будет собран и на МКC. Томские политехники рассчитывают, что их разработка войдет в Долгосрочную программу экспериментов на МКС.

Фото: 3dsculptor / ru.123rf.com