Ученые продолжают наблюдать за тем, как по мере приближения к Солнцу «тает» комета 67P/Чурюмова-Герасименко. На сей раз они изучили месторождения струй газа и пыли, прорывающихся сквозь дыры в поверхности кометы. Статью об этом в журнале Nature опубликовал большой коллектив авторов под руководством ученых из Института изучения Солнечной системы Макса Планка (Германия), сообщает Европейское космическое агентство (ESA).

Космический аппарат «Розетта» наблюдает за кометой 67P Чурюмова-Герасименко уже более года и видит рост газово-пылевого облака, обволакивающего ее по мере приближения к Солнцу. Облако складывается из струй, испускаемых из ядра кометы. В прошлом году аппарат с помощью камеры OSIRIS снял поверхность с расстояния всего 10-30 км от центра кометы, и теперь ученые смогли проследить некоторые из этих струй до места их зарождения на поверхности. Газопылевые струи поступают из квазикруглых ям. В северном полушарии обнаружили 18 таких ям. Их диаметр составляет от нескольких десятков до нескольких сотен метров, а глубина — до 210 метров. В стенах некоторых ям видны разломы, из которых вытекают струи пыли и газов и уходят в космическое пространство.

Проанализировав снимки, ученые решили, что ямы образуются при обрушении поверхности над полостью. Ямы немножко приоткрыли истинные внутренности кометы. Чем ближе к Солнцу оказывается комета, тем больший нагрев она испытывает. Ее материал, состоящий во многом изо диоксида углерода и моноксида углерода в виде льда, начинает таять. Но поскольку поверхность кометы твердая, то улетучивается он постепенно, через разломы и трещины. Когда где-то испарилось много материала и образовалась полость, в этом месте поверхность рушится и образуется яма, которую и видят ученые на снимках.

Существует и другая гипотеза — ямы существуют с момента образования кометы, как результат столкновения первоначальных «строительных» блоков размером десятки и даже сотни метров.

То, что ямы распределены по поверхности кометы неравномерно, говорит об ее неоднородном строении. Кроме того, по количеству ям ученые думают определить возраст поверхности: чем их больше, тем моложе участок поверхности. Это их предположение опирается на наблюдения за южным полушарием. Оно получает больше солнечной энергии и поэтому больше испаряется.

В апреле 2014 года на поверхности кометы произошел взрыв, в результате которого был выброшен материал объемом от тысячи до 100 тысяч килограмм. Авторы работы считают, что причиной взрыва стало образование одной из таких ям. Они надеются увидеть больше взрывов в будущем и даже пронаблюдать за возникновением ямы.