Команда ученых из Калифорнийского университета и университета в Сан-Диего (США) под руководством молекулярного биолога Лин Чжао (Ling Zhao) разработала препарат на основе стероида, способный в буквальном смысле растворять катаракту прямо в глазном хрусталике и восстанавливать зрение. Серия лабораторных испытаний на животных показали эффективность препарата. Ученые в скором времени планируют провести клинические испытания на людях. Об исследовании рассказывает Science.

По всему миру от катаракты страдает десятки миллионов людей. Хотя ученые еще не вполне понимают этиологию этого заболевания, они связывают возникновение катаракты с накоплением белка, который в нормальном состоянии помогает поддерживать его структуру и прозрачность. Со временем белок теряет эту способность и, накапливаясь у хрусталика, образует пленку, которая вызывает эффект «мутного стекла» — типичный симптом катаракты. По статистике в нашей стране от этого заболевания страдает около 20 млн людей, а к 2020 году эта цифра может увеличиться вдвое. В настоящее время единственным действенным методом лечения катаракты является оперативное вмешательство.

Ученые предположили, что ланостерол (органическое вещество-предшественник стероидов) может предупредить или даже устранить катаракту. Чтобы проверить свою гипотезу, они протестировали раствор на основе ланостерола в трех разных экспериментах.

Сначала они использовали клетки человеческого хрусталика для того чтобы посмотреть, насколько эффективно ланостерол справится с лабораторной моделью катаракты. Они зафиксировали существенное сокращение белковой «пелены». Затем они провели эксперимент на кроликах. В результате у 11 из 13 животных, страдающих катарактой, улучшилось зрение, а у некоторых она полностью исчезла.

В третьем эксперименте принимали участие собаки пород лабрадор, квинслендские хилеры и пинчеры, у которых с возрастом развилась катаракта. Ученые вводили им ланостерил в виде глазных капель и инъекций. Результаты оказались такими же, что и на человеческом хрусталике и у кроликов. Улучшение было настолько заметным, что ученые отмечали сокращение катаракты, просто заглядывая собакам в глаза. В то же время точный механизм действия нового препарата остается малоисследованным.

Ученые надеются провести следующую серию клинических испытаний нового препарата уже на реальных пациентах.

Ранее портал Научная Россия писал о разработке российских ученых —контактных линзах, предупреждающих развитие катаракты и лечащих кислотные ожоги глаз.