Палеонтологам из Боннского университета (Германия) удалось реконструировать жевательные движения древнего млекопитающего, жившего почти 150 миллионов лет назад. Это показало, что его зубы работали чрезвычайно точно и на удивление эффективно. Но не исключено, что именно этот аспект оказался недостатком в ходе эволюции, сообщает пресс-служба вуза. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Ласка – млекопитающее семейства куньих, длина тела которого достигает всего двадцать сантиметров – считается сегодня самым маленьким хищником в мире. Млекопитающее, которое сейчас изучили исследователи из Боннского университета, вряд ли было больше. Priacodon fruitaensis – так выглядит его научное название – жил почти 150 миллионов лет назад, в то время, когда динозавры доминировали в животном мире, а триумф млекопитающих был еще впереди.

В своем исследовании палеонтологи из Института наук о Земле Боннского университета проанализировали коренные зубы древнего млекопитающего. У P. fruitaensis размер каждого моляра едва превышает один миллиметр. Ученые использовали специальный метод томографии, чтобы получить 3D-изображения зубов в высоком разрешении. Затем они проанализировали эти изображения с помощью различных инструментов, включая специальное программное обеспечение, которое было разработано в Боннском университете.

Верхняя и нижняя челюсти P. fruitaensis содержат по несколько коренных зубов. У предшественников млекопитающих при жевании первый коренной зуб верхней челюсти прикусывал точно один коренной зуб нижней челюсти. Однако у более развитых млекопитающих зубные ряды смещены друг относительно друга: к примеру, верхний моляр 1 попадает точно между моляром 1 и моляром 2 при прикусе, так что он соприкасается с двумя коренными зубами вместо одного. Но как обстоят дела с ранним млекопитающим P. fruitaensis?

Чтобы ответить на этот вопрос, ученые сравнили оба варианта прикуса на компьютере. Исследователи смоделировали все жевательные движения для обоих вариантов. В «более старой» версии контакт между верхней и нижней челюстями был слишком мал, чтобы животные могли эффективно измельчать пищу. Это отличается от «более современной» альтернативы: в этом случае режущие кромки коренных зубов скользили друг мимо друга при жевании, как лезвия ножниц для аппликаций.

Следовательно, зубы должны были облегчить P. fruitaensis разрезание плоти своей добычи. Однако животное, вероятно, не было исключительно плотоядным: его коренные зубы имеют «возвышения» конусообразной формы, похожей на пики. «Такие бугры особенно полезны для прокалывания и дробления панцирей насекомых, – отмечают авторы работы. – Поэтому они также встречаются у современных насекомоядных». Однако сочетание зубов хищников и насекомоядных, вероятно, уникально в этой форме.

Бугорки заметны и по другим параметрам: они практически одинакового размера на всех молярах. Это сделало зубной ряд чрезвычайно точным и эффективным. Однако за эти преимущества пришлось заплатить: небольшие изменения в структуре бугорков, вероятно, резко ухудшили бы жевательные свойства.

Фактически, этот тип зубных рядов сохранился почти без изменений в определенных линиях эволюционной истории в течение 80 миллионов лет. Однако в какой-то момент его владельцы вымерли – возможно, из-за того, что их зубы не могли адаптироваться к меняющимся условиям питания.

[Фото: THOMAS MARTIN, KAI R. K. JÄGER / UNIVERSITY OF BONN]