Группа инженеров и биологов из Стэндфордского университета (США) описала способ плавания медуз и миног. В отличие от привычного нам механизма отталкивания от воды, — т.е. испускания струи в направлении, противоположном желаемому, — их способ основывается на создании перед собой зоны низкого давления, куда их и затягивает. Об открытии рассказывает The Guardian со ссылкой на статью об исследовании в журнале Nature Communications.

Низкое давление создается у верхушки зонтикообразного тела медузы, выяснили ученые, когда измерили давление вокруг нее в момент плавания. Для получения ясной картины они также записывали движение медуз и миног по туннелям с водой, в которую были добавлены мелкие прозрачные бусины для более наглядного представления о перемещениях жидкости вокруг «испытуемых».

Оказалось, что механизм плавания может сильно отличаться от известного нам и при этом быть эффективным. Во всех современных инженерных и биомеханических разработках акцент всегда делается на создание высокого, а не низкого давления. Ученые считают, что теперь можно научиться воссоздавать подобный способ передвижения и тем самым значительно экономить энергию. Самый простой способ создания низкого давления — это вращение вокруг своей оси, когда формируется воронка с зоной сниженного давления в центре.

Внесет открытие американских ученых вклад и в общую теорию эволюции живых существ: способность к эффективному перемещению в пространстве — одно из важных эволюционных преимуществ, и теперь можно посмотреть в новом свете на тот навык, который в ходе эволюции приобрели медузы и миноги.