Биологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) под руководством профессора Джеймса Ни (James Nieh) совместно с коллегами из Китайской академии наук установили наличие у азиатских медоносных пчел сложной системы сигналов, предупреждающих других особей об угрозе. При этом выяснилось, что частота вибраций и высота тона кореллируют с уровнем опасности. Об исследовании рассказывает портал eScienceNews.

Шесть лет назад Джеймс Ни обнаружил у европейских медоносных пчел Apis mellifera наличие особого сигнала, останавливающего других особей от похода за пыльцой, если возле источника питания появилась опасность. Ученый тогда захотел проверить, есть ли что-то подобное у пчел других видов.

Идеальным объектом наблюдений стали азиатские пчелы Apis Cerana. В дополнение к «стандартным» угрозам, например, пауками, их ульи часто атакуют гигантские азиатские шершни Vespa mandarinia и Vespa velutina. Во время эксперимента ученые имитировали нападение этих естественных врагов пчел на их улей.

«Мы предположили, что более крупные хищники будут представлять большую угрозу и изменят сигнализацию, возможно, заставив пчел производить больше сигналов. Тем не менее, мы были очень удивлены, обнаружив, что эти азиатские пчелы не только производили больше стоп-сигналов, но и различные их виды», — сказал профессор Ни.

Атакованные пчелы прекращали свои характерные «танцы»-покачивания и начинали производить стоп-сигналы, причем интенсивность их тем была выше, чем крупнее был нападающий хищник. Кроме того сторожевые пчелы и пчелы, возвращающиеся с полей, предупреждали своих собратьев в улье об опасности снаружи.

Эксперименты показали, что различные виды сигналов опасности вызывали разные ответные меры. Если шершни нападали на пчел в поле, они производили сигнал, который тормозит вылеты за цветочным нектаром, а в случае нападения на улей, пчелы предупреждали друг друга об опасности снаружи.

Профессор Ни говорит, что это первый случай открытия такой сложной системы сигналов опасности, выявленный у насекомых. Ранее наличие подобных сигналов было зафиксировано только у млекопитающих и птиц.

Ранее портал Научная Россия писал о конкуренции генов у пчел, которая подтверждает идею альтруизма.