Ученые из Сассекского университета (Великобритания) доказали, что рекомендация использовать для телефонных разговоров за рулем беспроводную гарнитуру (hands-free) ради безопасности не имеет особого смысла. Такой разговор отвлекает водителя от дорожной ситуации не меньше, чем если бы телефон был в руке. Статья об исследовании опубликована в журнале Transportation Research, кратко о нем сообщается в пресс-релизе университета.

Во время разговора по телефону водители видели меньше опасностей на дороге, для них был характерен более узкий обзор, а зачастую они не видели даже опасности прямо перед собой. Исследователи объясняют этот эффект тем, что во время разговора задействованы ресурсы мозга по обработке визуальной информации, поскольку человек невольно представляет то, о чем слышит, или даже выражение лица своего собеседника. И эти ресурсы «вычитаются» из необходимых для слежения за дорогой. С этой точки зрения не имеет решающего значения, использует ли водитель гарнитуру или говорит, держа телефон в руке.

Исследование проводилось с применением технологии слежения за движением глаз. И главная опасность, которую обнаружили ученые в ходе эксперимента, они назвали «визуальным туннелированием» — отвлекающиеся на разговоры водители фокусировали взгляд на небольшом регионе прямо перед собой, тогда как сосредоточенные на движении следили также и за тем, что происходит на периферии.

Естественно, напрашивается вывод, что в таком случае разговоры с пассажирами тоже должны не в меньшей степени отвлекать водителя. Авторы работы поясняют, что это действительно так, и особенно стоит избегать разговоров, в которых водителю приходится задействовать обработку зрительной информации. Например, не стоит спрашивать водителя, как вам пройти от метро до нужного дома. Тем не менее, разговоры по телефону опаснее, говорят ученые, поскольку пассажиры обычно регулируют общение с водителем, видя сложную ситуацию на дороге, а человек на том конце провода не может знать, что происходит.