Исследование биологов из Эксетерского университета (Великобритания) показало, как вымирание одного вида хищных животных приводит к вымиранию родственных видов. Таким образом, защита исчезающих животных не должна сосредотачиваться только на одном конкретном виде. Статья опубликована в журнале Current Biology, об исследовании рассказывает сайт университета.

Ценность исследования, проведенного британскими биологами, в экспериментальном подтверждении теории так называемого горизонтального (каскадного) вымирания, в ходе наблюдения за реальными процессами, происходящими в условиях, имитирующих естественные. Ученые создали сложные пищевые цепочки в 40 четырехметровых ячейках и наблюдали за ними в течение весенне-летнего сезона. Эти сообщества были составлены из нескольких видов тлей и их естественных врагов — паразитоидов ос.

В итоге, они обнаружили, что удаление из сообщества одного вида ос приводит к увеличению темпов вымирания других видов ос. Происходит это за счет изменения в удельном весе тлей: видов, служивших пищей для исчезнувшего вида ос, становится больше, они вытесняют другие виды, оставшимся видам ос становится сложно найти свой привычный источник пищи, и они также начинают вымирать.

«Такие каскады вымирания рассматриваются как основная опасность для биоразнообразия, но очень сложно получить данные о том, как этот процесс происходит в дикой природе, из-за множества присутствующих там других влияющих факторов. Знание о том, как этот механизм работает, расширяет наше понимание и дает возможность предсказывать исчезновение видов, которое на первый взгляд кажется неожиданным. К примеру, если мы хотим защитить определенный вид хищников, мы должны защищать и родственные виды, живущие рядом с ним», — объяснил Дирк Сандерс (Dirk Sanders), один из исследователей.