Доктор Серж Мостови (Serge Mostowy) из Имперского колледжа в Лондоне (Великобритания) и его коллеги установили, что «хищная» бактерия Bdellovibrio bacteriovorus может применяться как эффективное средство против бактерий класса Shigella, которые все чаще развивают устойчивость к антибиотикам и вызывают тяжелые воспалительные заболевания. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

Бактерии класса Shigella ежегодно приводят к более чем 160 млн случаев заболеваний и более миллиона смертей. Она — наиболее частая причина так называемой «диареи путешественников». Распространение устойчивых к лекарствам штаммов бактерии также на подъеме, так как антибиотики часто используются даже в легких случаях, чтобы остановить заболевание быстрее, несмотря на то, что понос обычно проходит и сам, без лечения. Устойчивость к антибиотикам побудила исследователей изучить естественных «врагов» бактерии.

Для эксперимента исследователи использовали мальков данио, которые были заражены смертельно опасным титром Shigella flexner штамма M90T, который проявляет устойчивость к стрептомицину и карбенициллину. Затем ученые ввели в инфицированные раны бактерии Bdellovibrio и зафиксировали уменьшение числа Shigella. Значимо, что при отсутствии «хищной» бактерии, данио были бы неспособны контролировать размножение болезнетворной инфекции.

Ученые установили, что бактерия Bdellovibrio может убивать ряд грамотрицательных бактерий, например, кишечную палочку и сальмонеллу в естественной среде. Предыдущие исследования показали, что она может уменьшать количество болезнетворных бактерий в желудке цыплят при приеме в качестве пероральной терапии, но есть растущая потребность в разработке методов лечения инфекций в ранах и органах. Успешное использование Bdellovibrio bacteriovorus указывает на возможность ее потенциального применения в терапии ряда устойчивых к лекарственным препаратам грамотрицательных бактериальных инфекций.

«Использование бактерий для избавления от других бактерий может показаться необычным решением, но в свете надвигающейся угрозы со стороны устойчивых к лекарствам инфекций не следует упускать из виду потенциал полезных взаимодействий бактерий. Мы все больше полагаемся на последние линейки антибиотиков, но это инновационное исследование демонстрирует, как хищные бактерии могут стать важным дополнением к имеющимся лекарственным средствам в борьбе с инфекцией», — сказал доктор Майкл Чью (Michael Chew), консультант компании Wellcome Research (Великобритания).

Ранее портал Научная Россия писал о том, что мощное противомикробное средство содержится в молоке тасманийского дьявола.