Ученые из Южной Кореи выяснили, что японские древесные лягушки, инфицированные патогенным грибком Batrachochytrium dendrobatidis (Bd), лучше поют брачные песни своим партнершам. Авторы работы полагают, что грибки действуют как паразиты, манипулируя поведением амфибий. Выводы опубликованы в журнале Biology Letters, пишет Science.

Патогенные грибки Bd вызывают у амфибий заболевание, называемое хитридиомикоз. Оно поражает кожу, иммунную систему, сердце. Во время мора лягушек в Австралии, Южной и Центральной Америках в 1990-х годах это заболевание признали смертельным. Считается, что этот грибок вызвал гибель сотен видов амфибий и угрожает вымиранием трети всей мировой популяции лягушек, саламандр и других видов. Лечения от хитридиомикоза нет. Особи некоторых видов, впрочем, живут годами после заражения, то есть как-то приспосабливаются. Недавно установлено, что это грибковое заболевание у амфибий существовало уже 40 тысяч лет назад.

Брюс Вальдман (Bruce Waldman) из Сеульского национального университета и его студент Дикман Ан (Deuknam An) изучили брачный репертуар дальневосточных квакш Hyla japonica в дикой природе, которые не считаются вымирающими, хотя некоторые особи и болеют хитридиомикозом. Ученые записали песни 42 самцов указанного вида во время брачного сезона с июня по середину августа 2011 года в рисовых полях Южной Кореи.

Песни лягушек состоят из серии импульсных звуков. Чтобы сделать сравнительный анализ, ученые подсчитали число импульсов в ноте, скорость повторов пульсов, число звуков и длительность песни.

Только у девяти подопытных самцов обнаружили грибковое заболевание. Они были слегка крупнее остальных (40,17 вместо 39,24 мм) и упражнялись в пении больше других, производя более энергичные длинные песни. Известно, что именно такие песни предпочитают самки.

Вообще-то больные особи становятся вялыми, отметил Майкл Райян (Michael Ryan), герпетолог из Университета Техаса, опрошенный изданием, поэтому странно встретить у них активное брачное пение. Райян предположили, что грибки действуют как паразиты, превращая лягушку в зомби. Какой механизм используют микроорганизмы, чтобы изменить поведение жертвы, неясно.

Так или иначе, эти зомби-самцы привлекают самок и таким образом распространяют заболевание по популяции, утверждают авторы исследования. Возможно, отбор поощряет инфицированных самцов, которые из-за укороченной жизни чаще поют, чтобы раньше спариться. В любом случае, инфекция, способствуя сексуальным успехам особи, губит популяцию в целом.

Работу предстоит продолжить — ученые исследовали только один вид амфибий и только на протяжении одного жизненного цикла, так что распространять результаты на всех амфибий нельзя.