Студентка Томского политехнического университета работает над биохимическим атласом России, сообщает сайт вуза. В основу атласа лягут данные химических элементах, накопленные водным растением рясой, и чтобы собрать как можно больше образцов со всей страны, автор исследования призывает всех желающих ей помочь (данные для связи в конце текста).

Три года назад Анна Максимова, теперь студентка 4-го курса Института природных ресурсов ТПУ, взялась обновить биохимическую карту страны на основе анализа состава растений. Эту карту создали в 1970-е годы под руководством Виктора Ковальского, но она уже устарела. Максимова изучает состав ряски — многолетнего растения, которое плавает на поверхности прудов и озер. Ряска накапливает различные химические элементы, в том числе опасные — радиоактивные элементы и тяжелые металлы. Это растение широко распространено, поэтому его и выбрали для исследования. Изучив состав ряски в водоемах Томской области, студентка выделила 29 элементов. Они показали урановую аномалию в Кожевниковском районе, в северных нефтегазоносных районах — высокую концентрацию брома. Это согласуется с другими исследованиями.

Недавно Анна Максимова стала собирать данные о составе ряски в других регионах. Она кинула клич в соцсетях и попросила присылать ей образцы растения. На ее призыв откликнулись 61 волонтер в разных регионах. Анна разработала подробную инструкцию для сбора образцов. Это называется гражданской наукой, о которой портал Научная Россия не раз рассказывал подробно (см., к примеру, статью «Непрофессиональные ученые: что такое гражданская наука»). Сама исследовательница сейчас уехала в экспедицию на Алтай, искать местную ряску.

Научный руководитель проекта, профессор кафедры геоэкологии и геохимии Наталья Барановская, считает, что привлечь волонтеров к сбору ряски — это смелая идея, но чтобы сделать расширенный анализ образцов, не на 29, а на 60 элементов, придется отправлять их в другой центр или покупать новое оборудование, а для этого нужен грант.

Желающие помочь Анне собрать материал могут связаться с ней по телефону +7-952-891-49-04 или через аккаунт во Вконтакте.