Ученые из факультета экономического анализа университета Аликанте (Испания) воссоздали в лабораторных условиях операционный зал фондовой биржи, попросив добровольцев покупать и продавать активы друг у друга. В ходе одного эксперимента они измеряли количество различных гормонов в их крови, а в ходе другого — искусственно повышали их уровень. При увеличении дозы обоих гормонов участники эксперимента инвестировали в рискованные активы. Об исследовании рассказывает вебсайт Кембриджского университета.

Ученые хотели лучше понять, как эти гормоны влияют на принятие решений. Первоначально исследователи замеряли уровень гормонов у 142 добровольцев — как мужчин, так и женщин. Те, у кого уровень кортизола был выше, участвовали в более рискованных торгах, связанных с неустойчивостью цен.

В другом эксперименте 75 молодым мужчинам сделали инъекции тестостерона и кортизола. Оба гормона делают поведение трейдеров более рискованным. При этом кортизол провоцирует на участие в рискованных операциях, а тестостерон придает оптимизма и веры в то, что цены в будущем будут расти.

Исследователи считают, что стрессовая и конкурентная среда финансовых рынков может провоцировать повышение уровня кортизола и тестостерона у трейдеров. Кортизол известен как гормон стресса. Он повышает уровень сахара в крови и готовит тело к борьбе. Прежние исследования также показали, что мужчины с повышенным уровнем тестостерона являются более уверенными и успешными в конкурентных ситуациях.

Экономисты давно знают, что пресловутый человеческий фактор может сильно влиять на состояние финансовых рынков и даже дестабилизировать его. Несмотря на это, ученые лишь недавно начали изучать физиологическую природу этого явления.

По словам профессора Карлоса Куэва (Carlos Cueva), их исследование позволяет лучше понять поведение трейдеров на работе, в частности, во время финансовой нестабильности.

Прежде профессор Джо Герберт из Кембриджского университета (Великобритания) в ходе похожего исследования пришел к выводу, что торги проходили более удачно в дни, когда к началу рабочего дня у трейдеров отмечался повышенный уровень тестостерона, а уровень кортизола прямо кореллировал с финансовой нестабильностью на рынке.

Ранее наш портал писал о другом исследовании, в ходе которого выяснилось, что тестостерон приводит к объективности, а не к агрессии.