Название изображения

Геологические события часто изображают в кино, но насколько спецэффекты совпадают с реальностью? Можно ли, например, действительно убежать от лавы и какого масштаба бедствие способно уничтожить человечество? Об основных геологических киноляпах рассказала Анастасия Лобанова — магистр геологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова. Геолекторий, проходивший в столичном НИТУ "МИСиС", был организован просветительским проектом "Курилка Гутенберга".

Самая распространенная ошибка при показе извержения вулкана — жидкая лава, которая течет с огромной скоростью и уничтожает города на корню. Как в фильме Volcano (1997 год). На самом деле лава быстро течет на склонах, а на горизонтальных поверхностях ей приходится труднее, говорит лектор. Лава быстро затвердевает, ее консистенция напоминает скорее густой кетчуп, а не жидкий бульон, как это показано во многих фильмах. К тому же наибольшую опасность для людей представляет не поток лавы, а горячий пар и пепел.

Кадр из фильма "Парк Юрского периода-2"

Кадр из фильма "Мир Юрского периода-2"

"В фильме "Мир Юрского периода-2" хорошо изображено извержение вулкана, свойство лавы. Но вот с горячим пеплом, из клубов которого главный герой вышел целым и невредимым, произошла неувязка. Под пепловым потоком в температурой в сотни градусов Цельсия кожа главного героя просто слезла бы", — говорит геолог.

Много ошибок лектор нашла и в фильме "Путешествие к центру Земли" (2008 год). В реальности в недрах нашей планеты нет полостей столь огромного размера и глубины, показанных в фильме, отметила Анастасия Лобанова. И уж конечно там не будет изображенных в картине растений, а еще в центре Земли не может быть так светло. И даже если бы такие полости существовали, то там была бы абсолютно другая микрофлора, приспособленная к темноте и маленькому количеству кислорода. Вызывают вопрос и летающие камни: если камни с большой плотностью поднимались бы в воздух, как это показано в фильме, то и главные герои тоже должны были бы подниматься, но этого не происходит.

Ошибки часто возникают и при показе разломов земной коры. 

"Все фильмы, в которых разломы изображены как зияющая трещина — неправильны. В реальности при землетрясении, показанном в фильме "Разлом Сан-Андреас", два блока бы просто трескались и сдвигались относительно друг друга. И происходит это не мгновенно, а постепенно. Таких пустот там быть не может. Блоки просто двигаются относительно какой-то плоскости, не расходясь или не сходясь. Подобных зияющих разломов быть не может, есть только один тип места, где континентальная кора может так расходиться — это срединный океанический хребет", — комментирует спикер.

Кадр из фильма "Разлом в Сан-Андреас", 2015 год.

Кадр из фильма "Разлом в Сан-Андреас", 2015 год.

Геолог рассказала и о культовом фильме "Марсианин" (2015 год). На Марсе ветра слабее земных в два-три раза. Зловещая гигантская буря, которой так испугались главные герои, не имеет отношения к реальности. 

"Атмосфера на Марсе более разряжена, чем на Земле, там не океанов, морей, и не могут возникать столь сильные ветра со способностью поднять космический корабль в несколько тонн. А ведь именно этого так испугались главные герои", — пояснила Анастасия Лобанова.

Лектор также упомянула известный блокбастер "Армагеддон" (1998 год). Основные огрехи фильма касались того, как изображено падение метеоритов. 

"Метеоритный дождь — это по сути один метеорит, который раскололся на несколько. Получается, что метеориты летят от одной точки в разные стороны. А здесь же показаны метеориты, которые летят с разных сторон. Это выглядит так, будто инопланетяне решили обстрелять Землю с разных кораблей"

Геолог не обошла вниманием и фильмы про ураганы. Так в фильме "Геошторм" 2017 года показаны несколько независимых друг от друга ураганных воронок, угрожающих городу. Хотя по законам науки эти ураганы должны были объединиться в один, а не действовать по отдельности.

Кадр из фильма "Геошторм" (2017 год)

Кадр из фильма "Геошторм" (2017 год)

Зрелищность фильмов зачастую требует каких-то отступлений от научной составляющей и это вполне оправданно. Цель подобных геологических лекций — не принизить достижения кинематографа, а помочь людям посмотреть на любимые картины шире и увидеть интересные нюансы, которые раньше ускользали от глаз.