Физики из Научно-исследовательского института ядерной физики (НИИЯФ) МГУ и Института космической астрофизики и физики космоса Национального института астрофизики (INAF/IASF) в Риме, Италия вместе изучат вспышки гамма-излучения в атмосфере Земли. Текст соответствующего меморандума о сотрудничестве, подписанного сторонами, размещён на сайте НИИЯФ.

Учёные из МГУ, под руководством доктора физ.-мат. наук, директора НИИЯФ Михаила Панасюка, собирают данные об атмосферных гамма-вспышках с помощью прибора «РЭЛЕК» («Релятивистские Электроны»), установленного на российском спутнике «Вернов». В то же время, их итальянские коллеги из Национального института астрофизики в Риме, под руководством профессора Марко Тавани, ведут аналогичную работу с помощью телескопа на итальянском спутнике AGILE. Ранее эти два научных коллектива работали независимо друг от друга, но теперь они смогут объединить усилия.

Это сулит интересные результаты, так как приборы, во-первых, находятся на разных орбитах, а во-вторых, имеют чувствительность в разных диапазонах. В результате планируется собрать и проанализировать данные о вспышках самой разной мощности, от десятков килоэлектроновольт (кэВ) до десятков мегаэлектроновольт (мэВ).

Вспышки гамма-излучения в атмосфере Земли происходят в результате молниевых разрядов, которые иногда появляются в самых верхних слоях атмосферы Земли, уже на границе ионосферы. Эти вспышки могут быть связаны с всплесками космического гамма-излучения, образующимися в результате вспышек сверхновых в далёком космосе. «РЭЛЕК» и AGILE могут регистрировать как земные вспышки, так и космические всплески гамма-излучения, и возможную связь между ними также планируется проанализировать.

Отметим, что НИИИЯФ МГУ является ведущей научной организацией по изучению земных гамма-всплесков и космических гамма-вспышек. Такая научная работа позволит многое узнать о процессах, происходящих как в глубинах Вселенной, так и на нашей планете. Подробнее об этих и других исследованиях НИИЯФ можно узнать из опубликованного недавно «Научной Россией» интервью с Александром Чепурновым, одним из ведущих учёных института.

Возвращаясь к новому меморандуму о сотрудничестве между НИИЯФ и Национальным институтом астрофизики в Риме, хочется отметить, что это далеко не единственный пример коллаборации между отечественными учёными и их западными коллегами за последнее время. Буквально вчера мы сообщали о том, как учёные из МФТИ вместе с коллегами из Франции и США составили первую подробную карту распределения водяных паров в атмосфере Марса — это достижение в будущем может иметь большое практическое значение.

Автор фото на странице материала: Джейсон Уэйнгарт, jason-weingart.squarespace.com