Лиза Матисоо-Смит (Lisa Matisoo-Smith) из Университета Отаго (Новая Зеландия) и ее коллеги из Ливана, Туниса и Франции расшифровали геном финикийского юноши, жившего 2500 лет назад и обнаружили его родство с европейцами. Подробности их исследования опубликованы в журнале PLOS one.

Геном «Молодого человека из Бирсы», — финикийца, жившего в знаменитом Карфагене, — показал, что этот человек, обитавший в северной Африке и, очевидно, происходивший от выходцев из Финикии, то есть, с Ближнего Востока, по материнской линии был связан с обитателями Европы, скорее всего, с жителями Иберийского полуострова. Его геном относится к крайне редко встречающейся сегодня европейской гаплогруппе U5b2c1. Как объяснила Лиза Матисоо-Смит ( Lisa Matisoo-Smith), это одна из самых древних гаплогрупп в Европе, которую обычно ассоциируют с древними охотниками и собирателями. Сегодня эта гаплогруппа встречается примерно у 1% населения.

Каким же образом у жителя Карфагена, который скорее всего был торговцем, моряком или на худой конец ремесленником, оказались такие же гены? Исследователи изучили ДНК 47 жителей современного Ливана, на территории которого когда-то находились финикийские города, но ни у одного из них эта гаплогруппа не была обнаружена. Между тем историкам известно, что у Финикии и у Карфагена были тесные связи с югом Европы.

На южном побережье Испании найдено множество финикийских вещей, изображений богов и построек. Очевидно, финикийцев интересовали залежи металлов, находившиеся на Иберийском полуострове. Через несколько веков после того, как умер «Молодой человек из Бирсы», останки которого датируют VI веком до н.э., между Римом и Карфагеном начались знаменитые Пунические войны — за влияние в Средиземноморье. (Портал Научная Россия писал о новых открытиях, связанных с этой эпохой.) Что характерно, что конфронтация двух великих держав началась именно из-за их соперничества на Иберийском полуострове.

И еще одна удивительная вещь. ДНК молодого карфагенянина практически полностью совпадает с ДНК человека, живущего сегодня в Португалии. Сколько же надо раз сказать пра-, чтобы понять, кем они друг другу приходятся?