Фазы Луны влияют на количество выпадающих осадков — правда, очень слабо. Такое открытие сделали специалисты по изучению атмосферы из университета Вашингтона (США), под руководством докторанта Цубасы Кохиямы (Tsubasa Kohyama) и профессора Джона Уоллеса (John Wallace). Их статью, опубликованную в журнале Geophysical Research Letters, пересказывает сайт (e) Science News.

Фазы Луны возникают потому, что она вращается вокруг Земли, — с периодом 27,3 дня, — и в разных точках своей орбиты в разной степени освещена Солнцем. Нас интересует, однако, не освещенность, а сам факт того, что в разные дни естественный спутник нашей планеты оказывается над разными участками ее поверхности. Луна своим притяжением немного вытягивает атмосферу Земли в свою сторону, делая атмосферный столб выше, как, соответственно, и атмосферное давление. Такую зависимость между фазами Луны и атмосферным давлением впервые заметили еще в 1847 году.

Увеличившееся давление повышает температуру воздуха. Чем теплее воздух, тем больше влаги он может в себе удержать. Соответственно, осадков выпадает чуть меньше.

Кохияма и Уоллес с коллегами впервые проверили эти теоретические выводы экспериментально, проанализировав данные, собранные за 15 лет (1998-2012 гг.) миссией по измерению силы тропических дождей — научным спутником, совместно запущенным NASA и Японским аэрокосмическим агентством. Оказалось, что когда луна в зените, дождь действительно становится чуть слабее — хотя и всего на 1%, что обычному человеку не заметно, но, тем не менее, является статистически значимой разницей.

Это открытие поможет в проверке климатических моделей на предмет их точности. Если климатическая модель достаточно точна, она должна учитывать ослабевание дождя в тех районах, над которыми проходит Луна.

Ученые из университета Вашингтона намерены продолжать свои исследования и выяснить, в частности, не оказывают ли фазы Луны более сильное влияние на ливневые дожди, вплоть до повышения их частоты.

Отметим, что Луна влияет на многие происходящие на Земле процессы. Самый известный, пожалуй, эффект — приливы, происходящие, когда Луна в перигелии — т.е. когда она ближе всего к планете, ведь орбита Луны имеет форму эллипса. В сентябре прошлого года полнолуние и перигей разделил всего один час, так что можно было разглядеть поверхность естественного спутника нашей планеты максимально подробно, в простой бинокль или даже невооруженным глазом.

Таблица фаз Луны, перигеев и апогеев опубликована на Астронете.