Американский ученый-орнитолог Кристофер Филарди сумел поймать в лесах острова Гуадалканал (Соломоновы острова) редчайшую птицу — так называемую усатую альциону, Actenoides bougainvillei excelsus из рода зимородковых. За минувшие 100 лет ученым удавалось встретиться с этим видом всего дважды, в 1920 и 1953 году, причем оба раза орнитологи изучали самок, и так и не разу не видели самца.

«Эти птицы подобны привидениям. И остаются ими до того момента, пока ты не увидишь их сам. Они появляются для того, чтобы исчезнуть вновь — на день, на неделю, на век», — сказал он.

Филарди повезло вдвойне — пойманная им особь оказалась самцом альционы. Поверив в свою удачу, ученый сделал несколько фотографий птицы, опубликовал их в своем блоге, после чего умертвил животное, решив изучить его анатомию и подготовить чучело для коллекции Музея естественной истории США, сообщает NY Daily News.

Это решение, о котором сообщил официальный твиттер музея, вызвало массу недовольства у защитников прав животных. В частности, представители организации PETA сравнили Филарди с дантистом Уолтером Палмером, убившим льва Сесила в Зимбабве, и отметили, что для изучения и описания новых и редких видов животных не обязательно их убивать.

Давление со стороны общественности заставило Филарди опубликовать еще одну статью, в которой он попытался объяснить свое решение тем, что подобный случай представился ему впервые за последние 20 лет экспедиций на Соломоновы острова, и что он мотивировал свое решение исключительно интересами науки. Целью его экспедиции выступал поиск крайне редких и почти мифических видов птиц, описанных натуралистами в начале 1920-х годов по находкам местных аборигенов-охотников. Для этого ученые расставили по местным лесам силки, в которые, как они надеялись, может попасть одна из подобных птиц.

Ученый оправдывается тем, что, по его словам, на Гуадалканале живет около тысячи этих птиц, и потеря одной из них не является критической для популяции. С этим категорически не согласны защитники прав животных, указывающие на уязвимый статус альцион, их присутствие в Красной книге и растущие темпы вырубки тропических лесов.