Крис Рейнхард (Chris Reinhard) из Технологического института штата Джорджия разработал компьютерную модель, показывающую колебания уровня кислорода в мировом океане в протерозойскую эпоху. О том, как эти колебания повлияли на эволюцию животного мира, можно прочитать в PNAS, коротко результаты работы пересказывает пресс-релиз института.

Рейнхард и его команда по-новому подошли к изучению состава мирового океана. Они исходили из простой мысли о том, что, «океан — это не лабораторная пробирка». Это значит, что концентрация кислорода здесь постоянно меняется, и она различна в более мелких и более глубоких местах, зависит от течений, наличия водорослей и многих других факторов. Именно этот изменчивый характер количества кислорода и показывает созданная Рейнхардом компьютерная модель.

Исходя из нее, ученые высказали предположение о том, как перераспределение кислорода повлияло на развитие многоклеточных. Они считают, что в период от 1,8 миллиарда до 0,6 миллиардов лет назад количество кислорода в мировом океане составляло лишь ничтожную долю от современной концентрации. При этом океан выталкивал молекулы кислорода в те места, где уже существовала повышенная концентрация этого газа. Сначала такие места находились в районе экватора, а затем под влиянием различных факторов переместились к полюсам. Именно там, по мнению Рейнхарда, примерно миллиард лет назад и стали намного быстрее развиваться многоклеточные животные.

Основной недостаток разработанной компьютерной модели заключается в том, что она основывается на нынешнем расположении материков, которое, как известно, сильно изменилось. Но Рейнхард считает, что это не столь существенно. Главное, — принять его основной принцип: животный мир, как и концентрация кислорода, развивался в разных местах по-разному. Рейнхард считает, что это следует учитывать и при изучении возможного появления жизни на экзопланетах.

[Фото: Douglas Erwin / National Museum of Natural History]