Все современные вакцины нацелены на подготовку иммунной системы человека к встрече с той или иной инфекцией. Вместо этого ученые из научно-исследовательского Института Скриппса в Калифорнии (США) модифицировали ДНК обезьян таким образом, чтобы сделать клетки устойчивыми к ВИЧ. Сами исследователи говорят о «важном достижении» и надеются в скором времени на апробацию метода на людях, а независимые эксперты называют эксперимент многообещающим. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Использованный метод генной терапии основан на вживлении нового раздела ДНК в здоровые клетки мышц. Этот участок ДНК содержит «инструкции» для выработки факторов, нейтрализующих атаку вируса ВИЧ, которые затем будут постоянно выбрасываться в кровоток. В отчетной статье сообщается, что в результате проведенной работы обезьяны были полностью защищены от всех видов ВИЧ, по крайней мере, в течение 34 недель.

Защита может работать даже при достаточно больших количествах вируса в крови, что актуально для людей, уже являющихся носителями опасной инфекции. Следовательно, такая вакцина может быть полезна и для лечения больных с приобретенным иммунодефицитом. Профессор Майкл Ферзен (Michael Farzan), руководивший исследованием, говорит, что их метод создания вакцины от ВИЧ является на сегодняшний день наиболее эффективным, однако до подведения окончательных итогов предстоит еще немало работы. В частности, имеется ряд вопросов, связанных с безопасностью применения вакцины на людях.

Вакцину против ВИЧ трудно разработать, так как вирус, вызывающий это заболевание, постоянно мутирует. По этой причине нельзя заранее «натренировать» иммунную систему на выработку какого-то определенного вида антител. Вместо этого новый метод может обеспечить действительно надежную защиту. Суть его в том, что в организм как бы «встраивается» фабрика, постоянно производящая искусственных убийц вируса ВИЧ. Однако долгосрочные последствия такого вмешательства в организм пока не известны.

Команда исследователей хочет добиться разрешения провести эксперимент с участием ВИЧ-инфицированных людей, которые по тем или иным причинам не могут проходить стандартную лекарственную терапию. Дороговизна, сложные схемы приема, большое количество побочных эффектов — вот основные недостатки применяемых на сегодняшний день средств, позволяющих замедлить течение заболевания. В связи с этим, эксперты высказываются в пользу проведения подобного исследования.

Авторы проекта гордятся тем, что им удалось приблизиться к решению этой актуальнейшей проблемы современной медицины и надеются, что, возможно, в скором будущем будет разработано средство, позволяющее предотвратить заражение вирусом, а у инфицированных людей вызвать стойкую ремиссию.

А вообще, как сообщал портал Научная Россия, ООН надеется остановить эпидемию ВИЧ к 2030 году.