Группа исследователей из университета Эдинбурга под руководством Робина Олшира (Robin C. Allshire) сумела впервые экспериментально показать, что не только ДНК отвечает за то, какими будут следующие поколения. Изменения в белке, именуемом гистон, также могут перейти следующему поколению. Этот белок непосредственно связан с работой ДНК. Исследование опубликовано в свежем номере журнала Science.

Ученые изучали один из белков, гистон, который хотя и не содержит генетической информации, но действует как своего рода бобина, на которую наматывается ДНК. Кроме того, считается, что он отвечает за то, какие гены включатся или не включатся. Так вот, естественные изменения в белке, влияющие на то, как белок управляет генами, могут быть переданы следующему поколению. А это, в свою очередь, означает, что свойства организма (в широком смысле) могут быть переданы по наследству не только с помощью генов.

Эксперименты проводились на клетках дрожжей, имеющих механизм контроля генов аналогичный тому, что используется в клетках человеческого тела. Ученые внесли в белок гистон изменения, сходные с теми, что возникают без сознательного вмешательства, в результате каковых соседние гены выключались. Следующие поколения клеток сохраняли внесенные изменения.

Теперь науке стоит задаться вопросами о том, при каких условиях срабатывает этот механизм наследования свойств, насколько он распространен и связан ли с определенными характеристиками и состоянием здоровья индивидуума. Особенно популярным может быть вопрос о возможном влиянии окружающей среды и образа жизни на гистоны, например, диеты или стресса, на функционирование генов у потомства.