Ученые из Университета штата Огайо (США) описали механизмы, позволяющие плющу прочно прикрепляться к различным поверхностям, что его не способны оторвать ураган и торнадо. Статья об исследовании опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, кратко о его результатах сообщается в пресс-релизе.

Крошечные частицы в клее на поверхности плюща оказались частицами белка арабиногалактана. А движущей силой затвердевания этого природного клея было кальций-опосредованное взаимодействие между белками и пектинами с образованием желатиновой жидкости, которая и сочится из плюща, когда он прикрепляется к стене здания или стволу дерева. Этим составом растение покрывает не только поверхность, но и находит крошечные, невидимые глазу, отверстия, чтобы закрепиться посильнее.

Ученые смогли воссоздать простой состав для имитации клея, используемого плющом. Дальнейшее его усовершенствование поможет создать сверхпрочные клеящие вещества, которые могут оказаться полезными в медицине и в промышленности, а также и военные наверняка найдут им применение. В природе состав работает и в условиях влаги, и в условиях высоких и низких температур, что также очень важно для многообразных практических целей.

И, наконец, результаты исследования помогут бороться с самим плющом, поскольку его разрастание в некоторых случаях может серьезно вредить зданиям и мостам.