Роберт Гэйтенби (Robert Gatenby) и Г.Ли Моффит (H.Lee Moffit) из онкологического центра им. Ли Моффита во Флориде предложили новый способ лечения рака, при котором уничтожается только часть раковых клеток. Подробности опубликованы в журнале Science Translational Medicine, популярно подробности излагает публикация в газете Guardian.

Новый и на первый взгляд контринтуитивный подход предполагает, что врачам не следует уничтожать опухоль в целом, потому что в результате такой обработки организма погибают не только резистентные клетки, но и те части опухоли, которые могли бы в будущем реагировать на лечение. Выжившие клетки не позволят распространиться более агрессивным и резистентным, примерно так же, как трава не дает мху покрыть весь сад.

Гэйтенби и Моффит провели эксперименты над двумя группами мышей, зараженных раком груди. В одной группе проводили стандартную химиотерапию с помощью паклитаксела, и опухоли у них уменьшались, но затем разрастались снова. Других мышей подвергли тому, что разработчики назвали «эко-эволюционным» способом лечения. Сначала им давали большую дозу лекарств, которую затем постепенно уменьшали. В 60% случаев через некоторое время лечение вообще можно было прекратить, при том, что рост опухоли был остановлен.

Имеются восторженные отзывы о новой методике. Так, Джаннула Клемент (Giannoula L. Klement), не участвовавшая в исследовании, пишет в том же номере Science Translational Medicine, что «возможно, изъян содержится в используемой сегодня парадигме, направленной на убийство всех раковых клеток». Она считает, что если «мы не будем уважать законы эко-эволюции, то наша борьба с раком так и останется игрой в кошки-мышки».

Все это звучит очень обнадеживающе, но все-таки стоит вспомнить, что сегодняшние методы лечения рака груди при условии ранней диагностики в большинстве своем очень эффективны, а новый метод пока что испробован только на мышах. Что произойдет через пять, десять, пятнадцать лет с опухолью, чей рост был аккуратно ограничен, можно будет узнать, только применив новую методику при лечении уже людей, а не мышей.

Химиотерапия, направленная на уничтожение опухоли — на сегодняшний день практически неизбежная составляющая лечения рака. Она связана с тяжелейшими побочными эффектами — страшной тошнотой, многочасовой рвотой, выпадением волос и тд. При этом и после химиотерапии опухоль может начать рост. В этом случае заново выросшие раковые клетки могут оказаться резистентными по отношению к примененным лекарствам, и тогда процесс лечения становится намного более сложным, из-за сузившегося диапазона действенных лекарств, а в худшем случае опухоль вообще может не реагировать на повторное лечение.

Все эти факторы приводят к тому, что ученые по всему миру ищут способы улучшить и, может быть, смягчить процесс химиотерапии. Портал Научная Россия уже рассказывал, например, о разработанном калифорнийскими исследователями новом тесте, который показывает, нужна ли повторная химиотерапия пациенткам с раком груди, перенесшим операцию; о российских ученых, также разрабатывающих тест, позволяющий определить необходимость химиотерапии. Писали мы и о перспективах персонализированного лечения, которое также может позволить уменьшить вред, наносимый организму химиотерапией, и увеличить эффективность лечения.