Черная дыра Sagittarius A*, расположенная в центре нашей галактики Млечный Путь, внезапно активизировалась и стала испускать больше рентгеновских лучей. Об этом открытии, сделанном с помощью двух телескопов — принадлежащего NASA Chandra X-ray Observatory и принадлежащего Европейскому космическому агентству (ESA) XMM-Newton — рассказывается на сайте NASA.

Эти два телескопа изучают Sagittarius A* (сокращенно Sgr A*) уже 15 лет, и все это время эта сверхмассивная черная дыра испускала по одному мощному потоку рентгеновских лучей примерно раз в 10 дней. Однако в последний год она стала делать это в 10 раз чаще — то есть каждый день.

Причины активизации Sgr A* пока неясны. По одной из версий, она вызвана усилением «ветра», приносящего газ от соседних звезд. Поглощая больше газа, черная дыра испускает больше излучения.

Вторая версия интереснее. Дело в том, что как раз чуть больше года назад мимо Sagittarius A* прошел загадочный объект, который ученые назвали G2. Природа его загадочна. Возможно, это просто большое облако межзвездной пыли и газа, а возможно, в его центре находится звезда — данные наблюдений допускают и то, и другое.

«У нас нет общего согласия относительно того, что такое G2, — сказал Марк Моррис (Mark Morris), астроном из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. — Однако тот факт, что Sgr A* стала более активной вскоре после прохождения рядом с ней G2, позволяет предположить, что материя, вышедшая из него, могла улучшить "питание" чёрной дыры».

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, потребуются дальнейшие наблюдения, говорят ученые.

Напомним, недавно ESA опубликовало подробное изображение центра нашей галактики, сделанное опять же с помощью телескопа XMM-Newton. На нем видно, что центр Млечного Пути — весьма оживленное место и в происходящих там событиях сверхмассивная черная дыра Sagittarius A* (она, кстати, весит в 4 млн раз больше, чем Солнце), играет важнейшую роль.