Выход Великобритании из Евросоюза, известный как Brexit, за который на референдуме 23 июня проголосовало 51,9% избирателей, затронет все сферы британской бюрократии, в том числе и научную сферу. Brexit вызывает множество неопределенностей для ученых и их участия в международных проектах, пишут СМИ. Чтобы иметь доступ к научным программам и грантам Евросоюза, Великобритании придется создать какие-то новые структуры управления, рассказывает BBC. А главное — модернизировать свою систему управления наукой, которая порядком закостенела.

Британские ученые получали щедрое финансирование из фондов ЕС. За 2007-2013 годы на их проекты потрачено 8,8 млрд евро, в то время как страна вложила в рамочные программы Еврокомиссии за семь лет всего 5,4 млрд. Ученые Великобритании получают одну пятую всех грантов Еврокомиссии. Чтобы сохранить эту тенденцию и пользоваться средствами новой научной программы Horizon 2020, придется, вероятно, получать статус ассоциированной страны, как это сделали Норвегия, Швейцария и Израиль. За ассоциированное членство придется, конечно, платить, но таков регенератный путь современной науки — свободное научное пространство, мобильность ученых.

«Ученые для Британии» стали наиболее заметной научной группой лоббистов Brexit. Ученые подсели на гранты ЕС, а собственная система поддержки науки стагнирует, считают они. Эти лоббисты полагают, что Великобритания будет процветать за пределами Евросоюза. Их спикер доктор Ли Апкрафт (Lee Upcraft) уверен, что новое регулирование позволит сохранить участие страны в программах ЕС и лидирующие позиции британской науки в мире.

Такие крупные исследовательские проекты, как Европейское космическое агентство (ЕКА), Европейская южная обсерватория и ЦЕРН не будут затронуты напрямую выходом Великобритании из ЕС. Однако британские ученые должны быть уверены, что в будущем Brexit не обернется для них дискриминацией во время конкурсов на получение финансирования. К примеру, об этом беспокоится Патрик Вуд (Patrick Wood), управляющий директор Surrey Satellite Technology Limited — компании, которая создала навигационное оборудование для спутников, входящих в созвездие Galileo, координируемых ЕКА. В интервью BBC Вуд сообщил, что компания стоит на пороге следующего этапа подачи документов для работы над Galileo.

Открытым остается вопрос и о том, как выход из ЕС повлияет на биологический сектор страны, где действуют около 5 тысяч компаний с 200 тысяч сотрудников и ежегодным оборотом 60 млрд фунтов стерлингов.

Регионы с высоким процентом студенческого и научного населения — Оксфорд, Кембридж, Эдинбург — голосовали за то, чтобы остаться в ЕС, что говорит о стремлении ученых к международному сотрудничеству, пишет в издании The Conversation Симон Редферн (Simon Redfern), профессор геологии из Оксфорда. Будут ли британские университеты притягивать лучшие умы, как раньше? Будут ли они предоставлять лучшие условия для ученых? Редферн оптимистичен на этот счет, хотя и признает, что обществу потребуется преодолеть какие-то надуманные страхи.

Бывший советник по науке ЕС шотландская исследовательница Анна Гловер (Anne Glover) (портал Научная Россия рассказывал о ее громком увольнении с этого поста) шокирована победой сторонников Brexit. В интервью Science она предполагает, что это может повлиять уже сейчас на прохождение заявок британских исследователей по программам Евросоюза. По ее мнению, это будет поводом для научных групп из других стран усомниться в разумности коллаборации с учеными из Великобритании по программам ЕС. ВВП Шотландии сильно зависит от вклада научного сектора. «Мы научная нация», — цитирует Гловер издание. Профессор приветствует референдум о выходе Шотландии из Великобритании, чтобы остаться в ЕС.

Nature, в свою очередь, публикует подборку мнений ученых Великобритании по поводу Brexit — спектр их разнится от шока до пессимизма. Некоторые ученые предрекают также утечку мозгов из Великобритании, хотя этот процесс идет уже давно — американские научные и образовательные институции в целом заметно богаче британских и вертикальная мобильность куда активнее.