Команда ученых из США и Франции провела исследование, показавшее, что нейронные связи в мозге большого размера, характерном для млекопитающих, устроены так, что возрастает риск психических заболеваний. Исследование опубликовано в журнале PLOS Biology, кратко его результаты представлены в пресс-релизе.

Ученые сравнили архитектуру нейронных сетей коры головного мозга приматов (с большим мозгом) и грызунов (с маленьким мозгом), которые организованы по одинаковым принципам. Они ориентировались, прежде всего, на количественную оценку уровня связности между функциональными зонами мозга.

Выяснилось, что устройство связей в мозге примата подчиняется так называемому правилу изменения расстояния по экспоненте (EDR) — оно определяет отношение между расстояниями и силой связи между зонами мозга. Это отношение остается константой и для маленького, и для большого мозга, выяснили ученые, сравнивая приматов и грызунов. А значит таким образом, при коре большого размера — например, у человека — повышается риск нарушений связности, что и ведет к появлению различных психических нарушений.

[На фотографии: мозг макаки в режиме отображения связей между регионами. Узлы примерно соответствуют физическим зонам мозга, толщина линий пропорциональна логарифму числа аксонов. Автор: Szabolcs Horvát]