Медики из Массачусетской Общей больницы в Бостоне вырастили в лаборатории крысиную лапку. Подробности этого — потенциально исторического — достижения изложены в журнале ScienceDirect.

В мире ежегодно ампутируют десятки тысяч конечностей. Как потом живут эти люди? Некоторые пользуются искусственными протезами, но ученые постоянно работают над другими вариантами, которые помогли бы тем, кто лишился конечностей, получать более естественные ощущения. Уже созданы роботизированные руки. Портал Научная Россия писал даже о чипе, который имплантируют в мозг пациента, давая ему возможность управлять такой рукой с помощью мысли.

Врачи пытаются также пересаживать конечности от доноров, но здесь возникает сразу несколько проблем — во-первых, донорские руки и ноги не всегда бывают доступны, во-вторых, организм может их отторгнуть, так что людям с пересаженными конечностями приходится до конца жизни пить иммунодепрессанты. Именно поэтому в последнее время ведутся исследования, направленные на выращивание новых органов из клеток самого пациента. Уже существуют люди, живущие с выращенным из их клеток дыхательным горлом, но результаты пока что вызывают противоречивые отзывы.

Ученые из Бостона взялись за куда более рискованную задачу — они попытались вырастить переднюю лапку крысы — а это более сложная структура, чем дыхательное горло.

Харальд Отт (Harald Ott), возглавляющий исследование, настроен оптимистически, хотя и понимает, что торопиться нельзя. Пока что им был разработан метод, названный decel/recel — по аналогии с авиационной командой accel/decel (разгон-торможение). В данном случае decel означает первый этап действий — децеллюляризацию — когда донорскую лапку (доноры все-таки нужны) очищают от всех мягких тканей, которые могли бы впоследствии вызвать отторжение в организме реципиента. После этого наступает этап рецеллюляризации, когда на оставшийся каркас наращивают клетки реципиента. Ученым уже удалось таким образом вырастить крысиную лапку. Они даже пропускали через нее электрические заряды и увидели, что лапа сжимается и разжимается. После этого лапки пришивали находившимся под анестезией здоровым крысам, и оказалось, что кровообращение проходит через новый орган. Правда, Отт пока что не успел проверить, смогут ли крысы двигать своей новой лапкой и не произойдет ли отторжения.

Эксперимент Отта вызвал разнообразные отзывы других ученых. Некоторые считают, что совершен выдающийся прорыв, другие полагают, что это тупиковый вариант, так как для выращивания, а главное, для пересаживания руки человеку нужно будет соединить сотни сосудов, нервов, мышц, и это слишком сложная работа.

Сам Отт продолжает экспериментировать. Теперь он занимается выращиванием лап высших приматов, но при этом говорит, что об экспериментах на людях речь может идти только лет через десять.