Вопрос о научной экспертизе в России вышел на самый высокий уровень. На встрече  с  президентом Путиным глава РАН Александр Сергеев поднял вопрос о необходимости закона, который бы регламентировал функционал Академии наук. Позже, выступая перед журналистами, Сергеев объяснил свою позицию по этому поводу:

«Не должно быть такого, что начинается работа над крупными проектами, и появляется какой-то пункт, который профессионалы не смотрели”.

О том, что целый ряд ведущих вузов и НИИ может лишиться экспертизы Академии, стало известно в начале августа. Проект правительственного постановления подготовило Минобрнауки по поручению вице-премьера Голиковой. По документу, Академия наук лишалась экспертизы научных исследований Курчатовского института и работ оборонной тематики. А для подведомственных правительству университетов (МГУ, СПбГУ, ВШЭ, и РАНХиГС), заключения экспертов РАН становились лишь рекомендациями.

Академия узнала о готовящейся «экспертной революции» постфактум, когда проект документа уже был готов. На общественное обсуждение его вынесли без единой правки – и это несмотря на отрицательное заключение РАН.  В прошлом году Академия провела порядка 20 тысяч научных экспертиз – это результат работы более тысячи организаций. Постановление вычеркивает из этого списка всего около десятка вузов и НИИ. Но, по сути, именно они определяют картину развития науки в стране.

«Без этих организаций целостную картину о развитии российской науки мы не получим. Хоть по числу их немного, но в них работает большая доля ведущих ученых страны», – объясняет вице-президент РАН Алексей Хохлов.

Сейчас проект постановления правительства рассматривается в Минюсте.

«В Минюсте должны сказать, есть ли там противоречие с Законом 253 о Российской Академии наук, где нет никаких изъятий организаций по отношению к научному и научно-методическому руководству. Посмотрим, что они скажут, – говорит Хохлов. – Если они скажут, что там не все порядке, то проект постановления вернется в министерство и они будут его исправлять. Если они скажут, что все нормально, тогда будем уже спорить на площадке правительства».