Президент РАН академик Владимир Фортов посетил Петербургский международный экономический форум, где сделал ряд заявлений для СМИ. В частности, он отметил независимость взглядов членов Академии наук. Среди задач, стоящих перед Академией наук, академик Фортов отметил укрепление института научной репутации. В частности, РАН не против сотрудничать с «Диссернетом», сообщает ТАСС.

«Диссернет» представляет собой вольное сетевое сообщество людей, которые проверяют на плагиат диссертации чиновников, политиков, ученых, и затем запускают процесс лишения степени «автора» не своего текста. Деятельность сообщества началась в конце 2011 года, с изучения диссертаций депутатов Госдумы. В декабре 2015 года «Диссернет» запустил новый проект, чтобы очистить научную периодику от журналов, способствующих защите липовых диссертаций.

«Мы положительно относимся к деятельности "Диссернета"», — цитирует академика агентство. По словам Фортова, Академию не устраивает то, как присуждаются ученые степени всех уровней и как работает ВАК.

Публика доверяет ученым в лице РАН. «Уровень доверия к Академии наук — 80%, как к армии и церкви, мы находимся в тройке», — сказал президент РАН. Но есть люди, которые выдают себя за ученых, не являясь таковыми. Они используют доверие людей в корыстных целях, обманывая и зарабатывая на этом. Таких людей называют лжеучеными. Лжеученые не безобидны, полагает Владимир Фортов. Он назвал лжеученых «чумой XXI века». Для противодействия им в 1998 году по инициативе академика Виталия Гинзбурга была создана Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме РАН. Академия вместе с комиссией занимается экспертной оценкой научных проектов, отбрасывая халтуру и лженауку, и тем самым экономя государству огромные деньги.

Академия наук нужна государству, такой вывод следует из слов Владимира Фортова: «Сейчас наблюдается очень опасная тенденция, когда рядом с Академией пытаются строить другие структуры, которые должны ее заменить. Это несет нашей стране очень большой вред». Этот год будет для РАН и ФАНО во многом определяющим, считает академик.

Владимир Фортов известен как жесткий критик бюрократии, завладевшей всеми государственными структурами в стране, включая ФАНО и подведомственные ему теперь научные академические институты. Не преминул он высказаться против бюрократии и на ПМЭФ. «С бюрократизмом надо бороться, а он растет. Если говорить о науке, то сейчас надо отвечать, отписываться, давать какие-то планы, какие-то таблицы в пять раз больше, чем этого было раньше. И это все за счет рабочего времени. А ученый устроен так, что у него нет никаких препятствий, чтобы заниматься наукой. Он пошел в науку не за деньгами, он пошел в науку не за привилегиями, нет уже этого давно. Он пошел, чтобы делать открытия, чтобы разбираться в данных, получать экспериментальные данные и многое другое. Бумаги его душат», — сказал Владимир Фортов в интервью телеканалу 360 градусов.

Академик Фортов также сообщил о работе ученых над новым видом вооружения — рельсотроном, или электродинамической пушкой. Снаряд в рельсотроне выстреливает под давлением магнитного поля с огромной скоростью. Устройство имеет применение и в гражданской области, включая вывод на орбиту ракет, пояснил ученый.