День 30 июня будет на 1 секунду длиннее, чем обычно — после 23:59:59 на часах сначала появится время 23:59:60, и только потом 00:00:00. О том, почему так получилось и зачем это нужно, рассказывает сайт (e) Science News, со ссылкой на Центр космических полетов им. Годдарда NASA.

Именно Годдардовский центр собирает и анализирует данные разбросанных по всей Земле обсерваторий, наблюдающих за квазарами — яркими ядрами далеких галактик. Поскольку квазары расположены в миллиардах световых лет от Земли, их можно считать неподвижными относительно нашей планеты, а по времени, за которое свет от них достигает обсерваторий в разных точках нашей планеты, с высокой точностью измерять периоды ее вращения.

Такие расчеты говорят о том, что вращение нашей Земли постепенно замедляется. Согласно стандартному «атомному времени» (UTC), которое основано на частоте электромагнитных колебаний атома цезия, день длится 86 400 секунд. Однако на практике это время составляет в среднем 86 400,002 с, то есть разница составляет 2 миллисекунды. Так получается потому, что гравитационное взаимодействие между Землей, Луной и Солнцем замедляет вращение планеты. Кроме того, на продолжительность дня влияют также некоторые другие факторы, в частности, землетрясения и климатические условия — например, знаменитое Эль-Ниньо (которое, как ожидается, усилится в результате глобального изменения климата).

Поэтому NASA, основываясь на наблюдениях за скоростью вращения Земли, периодически решает добавить к суткам одну секунду. Это происходит либо 31 декабря, либо — как в этом году — 30 июня.

Високосную секунду впервые решили добавить в 1972 г., и с тех пор, до 1999 г., добавляли примерно одну в год. Затем астрономы перешли на другой метод вычислений, и такая практика стала более редкой. Завтрашняя високосная секунда — всего четвертая, начиная с 2000 года. Когда будет добавлена следующая, точно не известно, поскольку факторы, влияющие на скорость вращения Земли, мало предсказуемы.

«В краткосрочной перспективе високосные секунды не настолько предсказуемы, как нам бы хотелось, — сказал Чопо Ма (Chopo Ma), геофизик из Годдардского центра, занимающийся отслеживанием скорости вращения Земли. — Моделирование показывает, что Земля вращается все медленнее, и в будущем високосных секунд понадобится больше, но мы не можем утверждать, что они будут добавляться каждый год».

В предыдущие разы добавление високосной секунды приводило к сбоям компьютерных систем, которые в результате раскоординировались друг с другом. К сожалению, заложить в них заранее високосные секунды невозможно в силу непредсказуемости момента их добавления.