«В этот Всемирный день дикой природы давайте напомним себе о нашей обязанности сохранять и устойчиво использовать огромное разнообразие жизни на планете. Давайте добиваться более заботливых, вдумчивых и устойчивых отношений с природой. Мир процветающего биоразнообразия обеспечивает основу, необходимую нам для достижения наших целей в области устойчивого развития - мира достоинства и возможностей для всех людей на здоровой планете»,

генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

Земля — дом для многочисленных видов фауны и флоры. На сегодняшний день планета содержит свыше 75 миллиардов тонн биомассы (жизни) в различных средах в биосфере. Более 90% от общей биомассы на Земле приходится на растения. К третьему тысячелетию открыто свыше 2 миллионов видов растений и животных. Оценки фактического числа существующих видов варьируется от нескольких миллионов до 50 миллионов и выше. Количество видов регулярно меняется с появлением новых видов и исчезновением других. При этом общая численность видов резко уменьшается.

По некоторым оценкам исследователей, актуальные темпы вымирания в 10—100 раз больше, чем в прошлые периоды массового вымирания в истории Земли. Многие ученые заявляют, что человечество уже вступило в эпоху шестого массового вымирания животных, обусловленного не природными причинами, а деятельностью человека. Чрезмерная эксплуатация видов и природных ресурсов, которые составляют места обитания и экосистемы всех диких животных, создают угрозу для биоразнообразия мира.

"В прошлом подобное массовое вымирание вызывалось резкой переменой глобального климата, или сдвигом тектонических плит, или, как в случае с динозаврами, возможно, падением крупного астероида. Однако большинство ученых убеждены в том, что нынешний кризис имеет гораздо более простое объяснение – человек. Уничтожая и загрязняя окружающую среду, человечество является главным фактором вымирания большинства видов. Согласно докладу, опубликованному специалистами университета Дьюка в 2014 году, человеческая деятельность приводит к исчезновению видов со скоростью, в тысячу раз превышающей ту, с какой этот процесс происходил до наступления нового времени" (Из книги Джеймса Роллинса "Шестое вымирание").

По данным Международного союза охраны природы, более 30000 видов животных находятся под угрозой исчезновения. Это 27% всех оцененных видов.

ЗЕМНОВОДНЫЕ — 41%. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ — 25%. ХВОЙНЫЕ — 34%. ПТИЦЫ — 14%. АКУЛЫ — 30%. РИФОВЫЕ КОРАЛЛЫ — 33%. РАКООБРАЗНЫЕ — 27%.

Созданный в 1964 году Международным союзом охраны природы, «Красный список угрожаемых видов МСОП» стал самым полным в мире источником информации о глобальном статусе сохранения животных, грибов и видов растений. Красный список МСОП — важнейший показатель биоразнообразия в мире. Это инструмент для информирования и активизации действий по сохранению биоразнообразия и изменениям политики в вопросах защиты окружающей среды. В списке — информация о радиусе действия, размере популяции, среде обитания и экологии, торговле видами, угрозах и действиях по сохранению.

Еще более неутешительные прогнозы делают ученые в докладе Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам (IPBES). Около миллиона видов животных и растений находятся под угрозой вымирания, при этом многие могут исчезнуть уже в течение нескольких десятилетий. В докладе отмечается, что с 1980 года выбросы парниковых газов увеличились вдвое, в результате чего средние глобальные температуры увеличились как минимум на 0,7 градуса по Цельсию.  При этом изменение климата уже влияет на природу: от уровня экосистем до уровня генетики. Эти воздействия, как ожидается, возрастут в ближайшие десятилетия.

«Здоровье экосистем, от которых мы и все другие виды зависят, ухудшается быстрее, чем когда-либо. Мы разрушаем основы нашей экономики, средств к существованию, продовольственной безопасности, здоровья и качества жизни во всем мире», — заявил председатель IPBES сэр Роберт Уотсон.

Важные выводы в отчете:

Три четверти наземной среды и около 66% морской среды были подвержены значительным изменениям под влиянием человека. В среднем эти тенденции были менее серьезными в районах, находящихся под управлением коренных народов и местных общин.

Темпы сельскохозяйственной экспансии в нетронутых экосистемах варьируются от страны к стране. Потери нетронутых экосистем произошли в основном в тропиках, где обитают самые высокие уровни биоразнообразия на планете. Например, 100 миллионов гектаров тропических лесов были потеряны в период с 1980 по 2000 гг., в основном из-за разведения крупного рогатого скота в Латинской Америке (около 42 миллионов гектаров) и плантаций в Юго-Восточной Азии (около 7,5 миллионов гектаров, из которых 80% приходится на пальмы).

Более трети земной поверхности в мире и почти 75% ресурсов пресной воды в настоящее время направляются на выращивание сельскохозяйственных культур или животноводство.

Стоимость производства сельскохозяйственных культур увеличилась примерно на 300% с 1970 года, заготовка необработанной древесины выросла на 45%, и в настоящее время в мире ежегодно добывается около 60 миллиардов тонн возобновляемых и невозобновляемых ресурсов - с 1980 года это число удвоилось.

Деградация земель привела к снижению продуктивности земной поверхности в мире на 23%. Человечество подвержено повышенному риску наводнений и ураганов, что влечет за собой потерю прибрежных мест обитания.

В 2015 году 33% морских рыбных запасов добывались на неустойчивых условиях.

С 1980 года загрязнение пластиком возросло в 10 раз: ежегодно в мировые воды сбрасывается 300–400 миллионов тонн тяжелых металлов, растворителей, токсичных осадков и других отходов промышленных предприятий, а удобрения, попадающие в прибрежные экосистемы, создают более 400 морских «мертвых зон».

Негативные тенденции в природе сохранятся до 2050 года и далее.

Как зарождался праздник

С целью повысить уровень осведомленности мирового сообщества о дикой фауне и флоре Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 марта Всемирным Днем дикой природы (World Wildlife Day). 20 декабря 2013 года, в день установления праздника исполнялось 40 лет со дня принятия Конвенции «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения» (СИТЕС). Цель конвенции — обеспечить условия, в которых международная торговля образцами диких животных и растений не угрожает выживанию видов в дикой природе. Многосторонний договор был принят 3 марта 1973 года. Участниками Конвенции являются 180 государств. СССР стал одной из сторон СИТЕС в 1976 году, а Россия примкнула к договору в 1992 году.

Из резолюции (A/RES/68/205) Организации Объединенных Наций:

Генеральная Ассамблея подтверждает «ценность дикой природы и ее многообразный вклад, <_> экологический, генетический, социальный, экономический, научный, воспитательный, культурный, рекреационный и эстетический вклад в обеспечение устойчивого развития и благополучия человека, принимая к сведению итоговые документы шестнадцатой сессии»

Генеральная Ассамблея объявляет <_> Всемирный день дикой природы в ознаменование важности дикой фауны и флоры мира и для повышения осведомленности о ней, ссылаясь на свою резолюцию 67/189 от 20 декабря 2012 года, в которой она выразила глубокую озабоченность по поводу экологических преступлений, включая незаконную торговлю представителями исчезающих и <_> охраняемых видов дикой фауны и флоры, и особо отметила необходимость борьбы с такими преступлениями..»

Праздник, посвященный защите природного многообразия, в этом году будет отмечаться под девизом «Поддержание всей жизни на Земле», охватывая все виды диких животных и растений в качестве ключевых компонентов биологического разнообразия в мире. Это согласуется с Целями ООН в области устойчивого развития 1, 12, 14 и 15 и их широкомасштабными обязательствами по борьбе с бедностью, обеспечению устойчивого использования ресурсов и сохранению жизни как на суше, так и под водой, чтобы остановить утрату биоразнообразия.

Тематики праздника в 2015-2019 годах: 2019: «Подводная жизнь: для людей и планеты»; 2018: «Большие кошки - хищники под угрозой»; 2017:«Слушай молодые голоса»; 2016: «Будущее дикой природы в наших руках» с подтемой «Будущее слонов в наших руках»; 2015: «Настало время серьезно отнестись к преступлениям против дикой природы».

«В этот Всемирный день дикой природы я призываю всех граждан, все компании и правительства сыграть свою роль в деле защиты существующих в нашем мире диких животных и растений. Действия каждого из нас будут определять судьбу дикой природы мира. Будущее дикой природы находится в наших руках!».

Из послания 8-го Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна

Иллюстрация к кампании Всемирного дня дикой природы 2020 года на тему «Защита жизни на Земле». Фото: Всемирный день дикой природы/Патрик Джордж.

Иллюстрация: nexusplexus / ru.123rf.com