15 января состоялось первое в этом году заседание президиума Российской академии наук (РАН). Члены президиума обсуждают роль Российской академии наук в изучении и парировании космических угроз, осуществление научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также структурное подразделение Российской академии наук в г. Санкт-Петербурге.

Портал "Научная Россия" ведет прямую трансляцию заседания президиума.

10:03 мск Президент РАН Александр Сергеев поздравляет всех с наступившим Новым годом и новым годом работы президиума. Он напоминает членам президиума о последних документах, принятых в ушедшем году.

10:04 мск Главная тема сегодняшнего заседания — роль Российской академии наук в изучении и парировании космических угроз. Доклад представляет член-корреспондент РАН Борис Шустов.

10:06 мск Виды космических угроз и опасностей — это космический мусор, космическая погода, астероидно-кометная опасность, биологические заражения, астрофизические угрозы, военные угрозы. Одной из самых главных опасностей для нашей планеты является непредсказуемое поведение Солнца.

10:09 мск Важнейшая практическая задача науки — надежная и своевременная оценка рисков, связанных с космическими угрозами.

Космический мусор:

Количество объектов на всех высотах — 150 миллионов. Количество объектов на низких орбитах — 20 миллионов. Возможно серьезное повреждение при  столкновения с космическим аппаратом. Существующие методы защиты — применение защитных экранов, маневры уклонения.

Российские средства дают в целом сравнимые показатели с западными. В основном используются оптико-электронные средства ГК Роскосмос, АО "Астрономический научный центр", ПАО "МАК "Вымпел" и привлекаемые средства РАН.

Показатель эффективности контроля КП гражданскими средствами в 2018 году: РК — 41,7 ; АНЦ — 32,0 ; ИПМ — 9,6 ; ИСЗФ — 3,5 ; ВЫМП — 12,8 ; ИНАС — 0,4.

10:17 мск В ИСЗФ РАН в декабре 2015 года крупный (1.6м) широко-угольный обзорный телескоп АЗТ-33ВМ уровн работает на 5% мощности. Проблема в том, что для телескопа недостроен приемник. Планируется в ближайшее время довести телескоп до уровня, сравнимого с американскими телескопами.

10:19 мск Активные методы очистки ОКП и предотвращения столкновений — сборщик КМ, буксир для крупных объектов, методы увеличения силы торможения, лазерные средства изменения орбиты КМ, применение пучковых частиц.

10:21 мск Факторы риска космической погоды — нарушения электронных устройств и радиосвязи, изменение орбит спутников, вредные биологические воздействия, нарушения в электросетях из-за геоиндуцированных токов (ГИТ).

10:23 мск "Челябинское событие показало, что нужно заниматься и предупреждать, по крайней мере, события входа в атмосферу и более мелких тел, размеров декаметровых — 10-15 метров уже нужно за ними следить", — Шустов.

10:28 мск Планетарные радары позволяют выполнить точное определение орбит, формы, вращения, состава поверхностных слоев потенциально опасных астероидов. Пока они только есть в США (Аресибо и Годстоун).  В России есть опыт применения пассивных радарных наблюдений астероидов. Есть перспективы активных наблюдений с помощью 70-м радаров в Евпатории. Препятствие — нет системных организационных решений.

10:30 мск В противодействии угрожающим объектам есть два подхода: отклонение — предпочтительнее, но нужно применять задолго до сближения; и уничтожение — более реализуемо, но последствия плохо предсказуемы.

10:31 мск Комплексная программа по противодействию космическим угрозам пока под вопросом. Но должна быть под восклицательным знаком, уверен Шустов.

10:40 мск Директор департамента стратегического управления Роскосмоса Юрий Макаров  рассказывает о техногенном засорении космического пространства.

10:42 мск С учетом рисков для безопасности изделиям РКТ при выполнении операций в ОКП крайне необходимо получение полной, достоверной, точной и оперативной информации об остановке в ОКП и предоставление ее различным потребителям в форме, необходимой для практической реализации сценариев обеспечения безопасности космической деятельности.

10:49 мск "В настоящее время сформированы 12 национальных проектов. Все они носят инфраструктурный характер. Вышла с предложением госкорпорация Росатом по тринадцатому проекту. Здесь можно подумать по поводу четырнадцатого на предмет национального проекта в области космической деятельности. И здесь инициаторами могли бы быть госкорпорация Роскосмос совместно с Академией наук, где значимую составляющую могли бы составить два сегмента: это высокая энергетика в космосе и вопрос мониторинга околоземного космического пространства и дальнего космоса на предмет, в том числе, парирования угроз", — Макаров.

10:55 мск Владимир Агапов — старший научный сотрудник Института прикладной математики РАН — рассказывает о проблеме техногенной засоренности околоземного космического пространства. Агапов отмечает, что сегодня в России системная работа по созданию верификации моделей индивидуальных событий и объектов, являющихся источниками космического мусора, не ведется.

11:03 мск Владимир Кузнецов — директор ИЗМИРАН — рассказывает о негативных воздействиях факторов космической погоды. Источники космической погоды — Солнце и его активность. Самыми мощными и опасными проявлениями космической погоды являются геомагнитные бури, во время которых происходит генерация геомагнитно-индуцированных токов во всех проводящих системах.

11:07 мск Эти токи протекают так же и по земле, проникая в энергосистемы через незащищенные заземления и вызывая разрушения протяженных энергосистем.

11:09 мск Директор ИКИ РАН Анатолий Петрукович дополнил сообщение Владимира Кузнецова о влиянии космической погоды. В 2023 году будет запущен ионосферный комплекс и солнечный спутник для наблюдений. Сейчас отсутствует мониторинг солнечного ветра. Состояние магнитосферы и ионосферы зависит от солнечного ветра. Управляет процессом магнитное поле — 1% энергии солнечного ветра. Направление такого магнитного поля непредсказуемо по солнечным данным.

11:14 Ольга Петрова — сотрудница Института динамики геосфер РАН — рассказал о последствиях, которые возникают при приходе космических объектов в атмосферу Земли. Все последствия определяются параметрами самого космического объекта. Тело одного и того же размера и из одного и того же вещества может образовать кратер или разорваться в атмосфере. Также может возникнуть скачок ударной волны, сейсмический эффект, ионосферные возмущения, цунами, выброс воды, пыли, климатически активных и/или токсичных газов.

11:25 мск Члены президиума обсуждают основной доклад и выступления. Обсуждается принимаемое президиумом постановление.

11:52 мск Президиум переходит к обсуждению второго вопроса сегодняшней повестки. Следующий вопрос представляет вице-президент РАН Алексей Хохлов.

11:56 мск 30 декабря 2018 года было подписано Постановление Правительства Российской Федерации № 1781 "Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

11:58 мск Российская академия наук, согласно Постановлению, проводит оценку и дает заключения в части научной и научно-технической деятельности в отношении проектов тематики научных исследований, включаемых в планы научных работ научных организаций и образовательных организаций высшего образования, проектов планов научных работ научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также в отношении проектов программ развития этих организаций и отдельных проектов в составе таких программ.

12:00 мск РАН осуществляет экспертизу научных и научно-технических результатов в рамках отчетов научных организаций и образовательных организаций высшего образования о проведенных научных исследованиях и экспериментальных разработках, о полученных научных и (или) научно-технических результатах за отчетный финансовый год, а также дает по ним заключения; осуществляет мониторинг и оценку результатов деятельности государственных научных организаций; осуществляет подготовку предложений для научных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях интеграции их научного потенциала, развития научных исследований и поддержки инновационной деятельности.

12:02 мск Заключения Российской академии наук по проектам программ развития направляются в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится научная организация или образовательная организация высшего образования, для учета при утверждении планов научных работ, государственных заданий, утверждении программ развития научных организаций, а в отношении организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и иных организаций, - в эти организации.

12:04 мск В случае если в заключении Российской академии наук содержится вывод о нецелесообразности финансирования научных тем, включенных в проекты тем, проекты планов за счет средств федерального бюджета, такие научные темы могут быть скорректированы с учетом указанного заключения и повторно представлены в Российскую академию наук. Если указанные научные темы не были скорректированы или после их корректировки по ним повторно получено указанное заключение, содержащее вывод о нецелесообразности их финансирования за счет средств федерального бюджета, такие научные темы не подлежат финансированию на следующий финансовый год за счет средств федерального бюджета и не являются основанием для формирования и утверждения государственного задания научным организациям и образовательным организациям высшего образования, созданным в форме бюджетных и автономных учреждений.

12:10 мск Члены президиума обсуждают подписанное Постановление Правительства.

12:40 мск Президент РАН Александр Сергеев представляет сообщение о структурном подразделении Российской академии наук в г. Санкт-Петербурге.

РАН серьезно поставила вопрос организации академической структуры в Санкт-Петербурге. Предполагается создать Санкт-Петербургский научный центр, который будет находиться в структуре Академии наук.

12:47 мск Члены президиума поддерживают инициативу создания в Санкт-Петербурге научного центра РАН. Научная общественность города также относится к этому предложению позитивно.  Академик Андрей Забродский напомнил желание академика Жореса Алферова возродить Санкт-Петербургский научный центр.

Санкт-Петербургский научный центр будет отдельным юридическим лицом в структуре Российской академии наук.

Академик Геннадий Месяц отметил, что решение возродить Санкт-Петербургский научный центр "совершенно правильно"

12:58 мск Решением президиума РАН главным редактором журнала "Космические исследования" назначается член-корреспондент Анатолий Алексеевич Петрукович.

13:10 мск Члены президиума РАН обсуждают мероприятия, приуроченные к открытию года Периодической таблицы Дмитрия Ивановича Менделеева. 2019 год объявлен ООН и ЮНЕСКО годом Периодической таблицы химических элементов. В этом году исполняется 150 лет со дня открытия великим российским ученым системы химических элементов.

13:34 мск Заседание президиума завершено. Следующее заседание — 22 января 2019 года.