Четкий красивый снимок гигантской туманности под названием «Креветка», известной также как Gum 56 или IC 4628, опубликовала Европейская южная обсерватория (ESO). Снимок сделан на 2,2-метровым телескопом MPG/ESO, расположенном в обсерватории Ла Силья в Чили.

Туманность Gum 56 названа по имени австралийского астронома Колина Стэнли Гама (Colin Stanley Gum), который в 1955 году опубликовал каталог региона H II, где она находится. Этот регион не так уж сильно изучен астрономами, хотя в нем расположены два очень необычных голубых гиганта, а сама туманность «Креветка» хорошо заметна в инфракрасных и радиоволнах. Ее диаметр около 250 световых лет, но из-за слабой светимости, ведь большая часть излучения невидима главу, наблюдатели ее часто пропускают. Креветка расположена на расстоянии 6000 световых лет от нас. Ее проекцию, размером раза в четыре больше, чем полная Луна, видно в созвездии Скорпион.

На опубликованном снимке туманность освещена рожденными внутри нее молодыми горячими звездами, образованными всего несколько миллионов лет назад. Они собраны в три кластера и ярко светятся в ультрафиолетовом диапазоне. Именно свет этих молодых звезд заставляет светиться тучи газа в туманности. Происходит это благодаря процессу ионизации, когда каждый химический элемент испускает свет в характерном для него спектре. К примеру, гигантские тучи водорода в туманности видны в густом красном цвете.

Большая часть ионизации в Gum 56 порождена звездами класса О — голубыми гигантами. Это редкий класс звезд. Они долго не живут из-за своей большой массы. Через несколько миллионов лет существования они коллапсируют и превращаются в суперновые, также как большинство массивных звезд внутри туманности. Портал Научная Россия рассказывал уже об этом классе звезд, который изучается на 2,2-метровом телескопе в Чили.

Примечательно, что этот регион туманности полон пыли и газа, из которых создаются новые генерации звезд. Колыбель звезд видна на снимке в виде плотных туч.

Снимок сделан по программе Cosmic Gems (Космические самоцветы) с помощью камеры широкого обзора Wide Field Imager, установленной на телескопе в Чили. Эта программа использует время телескопа в промежуткам между научными наблюдениями специально, чтобы сделать интересные красивые снимки космических объектов. Всю съемку можно использовать для научных целей, данные доступны ученым через архив ESO.