Британские инженеры завершили работу над зондом для поиска гравитационных волн в космосе, который будет размешен на спутнике Lisa Pathfinder. В понедельник 2 марта оборудование отправится в Германию для финального тестирования, а оттуда на космодром Куру во французской Гвиане для запуска уже в сентябре текущего года, сообщает BBC News.

Задачи Lisa Pathfinder — поиск гравитационных волн. Если эту задачу удастся решить, это откроет возможности для исследований черных дыр и других малоизученных астрофизических феноменов на совершенно новом уровне. Между тем, к примеру, черные дыры обычно расположены в центрах галактик, в том числе и нашего Млечного пути. Кстати, там, — предположительно, — помимо сверхмассивной черной дыры есть еще одна средней массы и несколько тысяч условно маленьких черных дыр. Более того, согласно одной из гипотез, сверхмассивные чёрные дыры расположены в ядре большинства галактик.

Существование этих волн было теоретически предсказано еще Эйнштейном в рамках общей теории относительности, это так называемая рябь пространства-времени, возникающая при слиянии таких массивных объектов, как черные дыры. Задача проекта Lisa Pathfinder — доказать экспериментально присутствие этих крайне слабых, как предполагается, возмущений.

Чтобы это сделать, исследователи попытаются поместить два маленьких блока из платины и золота в состояние свободного падения, а затем проследить с помощью лазеров их относительное движение. Суть в том, чтобы разместить блоки так, что воздействовать на них будет только сила тяжести и никакие другие силы. Это означает, что нужно тщательно контролировать температуры, электромагнитные поля и так далее. Оборудование, созданное британскими учеными, настроено так, что любые помехи будут заметны.