В полумиле под поверхностью Западно-Антарктического ледового щита, в озере, которое на протяжении миллионов лет не видело солнечного света и не ощущало дыхание ветра, найдена жизнь. Так, с привкусом поэзии, описывает первые результаты антарктической экспедиции Университет Монтаны (США). Там были найдены микроорганизмы, археи, которые живут под огромным антарктическим ледовым щитом и в отсутствие света и тепла преобразуют аммоний и метан в энергию, необходимую для их роста.

Джон Приске (John Priscu), профессор Университета Монтаны и руководитель проекта WISSARD, изучающего подледную среду, соавтор статьи в журнале Nature, по результатам работы в Антарктике сделал заявление: «Теперь мы можем однозначно сказать миру, что Антарктида не мертвый континент. У нас есть первое прямое доказательство того, что в подледной среде под антарктическим ледовым щитом присутствует жизнь».

Приске, полярный биолог, посвятивший жизнь доказательству существования активных экосистем под антарктическим льдом, — этой осенью он отметит свой 30-й полевой сезон в Антарктиде, — все же, по его словам, был удивлен подробностями своего открытия. Микроорганизмы функционируют без солнечного света и при отрицательных температурах. Секвенирование их ДНК показало, что доминирующими в этой экосистеме являются археи, один из трех доменов жизни, наряду с бактерии и эукариотами.

Археи используют в качестве источника энергии аммоний, другие микроорганизмы — метан. Согласно Приске, аммоний и метан продуцируются из-за разложения органического вещества, которое оказалось в этом районе сотни тысяч лет назад, когда Антарктида была теплее, и море покрывало ее большую часть.

О планах российских полярников по исследованию озера Восток в Антарктиде в этом сезоне смотрите материал «Есть ли жизнь в озере Восток?».

Фото: Wikimedia Commons