Исследователи под руководством Ласло Прокай (Laszlo Prokai) из Центра здравоохранения при университете Северного Техаса (США) нашли способ активировать эстрогены только в мозге. С этим справляется вещество под названием 10β,17β-dihydroxyestra 1,4 dien-3-one (DHED). Ученые считают, что с помощью DHED можно сделать заместительную гормонотерапию для женщин в период менопаузы более безопасной. Результаты исследования они опубликовали в журнале Science Translational Medicine. Популярную версию статьи излагает портал Science.

При достижении 50-летнего возраста у женщин начинает снижаться уровень женских половых гормонов — эстрогенов. Этот процесс растягивается на несколько лет и характеризуется приливами (внезапными приступами жара), депрессией, повышенным риском развития слабоумия и остеопороза (ломкости костей). Для лечения этих симптомов применяют заместительную гормонотерапию (ЗГТ), включающую в себя ежедневный прием эстрогенов. Это помогает организму легче справиться с гормональной перестройкой.

Со временем выяснилось, что ЗГТ повышает риск сердечных заболеваний, рака груди и матки, инсульта (см. «Женский гормон помогает раку»). Тогда эстроген стали комбинировать с другим гормоном — прогестагеном, смягчающим побочные эффекты. Но врачи все равно опасаются прописывать ЗГТ, пока есть хоть малейшие риски. Так что ученые ищут способы сделать лечение более безопасным. В этом направлении работали и авторы исследования, о котором идет речь.

Изучая производство эстрогенов в организме, ученые обнаружили, что веществу DHED нужен всего один фермент в мозге, чтобы из пролекарства перейти в активную форму эстрогена. В других же органах тела DHED блокируется и остается пассивным. Значит, теоретически, если животным вводить DHED, то уровень эстрогена в мозгу у них возрастет, а в других органах, в том числе сердце, матке или груди, — то есть там, где гормон вызывает нежелательные эффекты, — останется неизменным.

Гипотезу решили проверить экспериментально на крысах. Им давали дозы DHED, и действительно уровень эстрогена в мозгу у них возрос, тогда как в других частях тела остался низким. Больше того, у крыс женского пола без яичников, а поэтому склонным к приливам, депрессиям, проблемам с памятью, удалось вылечить эти симптомы нервной системы с помощью DHED, не оказывая при этом каких-либо заметных эффектов на другие части тела. Сейчас ученые испытывают новое лекарство на приматах.

Авторы работы полагают, что DHED будет особенно полезен для женщин с преждевременной менопаузой, вызванной хирургическим вмешательством, поскольку они испытывают особенно сильные изменения гормонального уровня и дольше страдают от побочных симптомов.

Эксперты, однако, предостерегают от чрезмерного оптимизма, так как эстрогены нужны не только мозгу, но и костям для профилактики остеопороза.