При раскопках в Галилее обнаружено поселение земледельцев, датируемое 23 тысячелетием. Подробности находки описаны в журнале Plos One.

Переход от собирательства к земледелию — один из признаков развития цивилизации. То, как конкретно это происходило, мы можем только предполагать. Обычно считается, что этот процесс начался где-то около 10-12 тысяч лет назад на Ближнем Востоке и в соседних с ним районах, — в так называемом плодородном полумесяце (Fertile Crescent) — а оттуда, скорее всего, распространился в другие места. Однако во время раскопок, проводившихся в Галилее, неподалеку от Тивериады, археологи из Тель-Авивского университета, университета Бар-Илан, университета Хайфы и из Гарварда, под руководством Эхуда Вайса (Ehud Weiss) обнаружили признаки того, что земледелие развивалось в этом регионе намного раньше.

В поселении, названном Охало II (Ohalo II), датируемом 23 тысячелетием, были обнаружены следы окультуренных зерен пшеницы и ячменя. Их можно отличить от их диких собратьев из-за особых перегородок, возникающих на колосках и не дающих зернам осыпаться. Эта особенность возникает после того, как зерна несколько раз сажают в обработанную землю, и у злаков исчезает потребность в самосеве. Именно такие, причем очень хорошо сохранившиеся зерна, были в большом количестве обнаружены в Охало II. Высокое качество найденных остатков археологи объясняют тем, что этот участок земли какое-то время был скрыт водами Тивериадского озера, и под воздействием влажности остатки злаков хорошо законсервировались.

Всего здесь было найдено около 150 тысяч остатков растений, многие из которых были дикими, но многие — явно одомашненными. Кроме того, здесь встречались и сорняки, вернее, «прото-сорняки», как их назвали археологи — предки будущих сорняков, которые развиваются параллельно с развитием земледелия. Это еще один косвенный довод в пользу того, что земледелие в Охало II уже существовало.

Помимо этого здесь были найдены остатки каменных серпов и жернов для размалывания зерна, а на некоторых зернах были обнаружены следы кремня, что говорит о том, что их явно срезали с помощью земледельческих орудий.

Археологи понимают, какое огромное значение может иметь их находка, передвигающая возникновение земледелия на десяток тысяч лет раньше общепринятой даты. При этом они не торопятся с окончательными выводами, отмечая, что их нельзя сделать на основании изучения одного поселения. Возможно, это говорит о том, что в отдельных местах земледелие уже развивалось, но вот то, что этот опыт в массовом порядке перенимали люди, жившие в других местах, — это надо будет еще доказать.