Ученые из Института Скриппса в Калифорнии (США) во главе с биологом Оливером Джорджем (Oliver George) провели опыт с крысами, в ходе которого доказали, что потребление никотина приводит к повышению тяги к алкоголю. Результаты исследования опубликованы в издании Journal of Neuroscience, кратко о них рассказывает сайт Science News.

В первой части эксперимента исследователи проверяли, влияет ли никотин на потребление алкоголя. Они взяли группу крыс-самцов, разделили ее на две части и дали всем участникам свободный доступ к алкоголю — чтобы определить базовый уровень потребления. Крысы выпили эквивалент одной-двух кружек пива и остановились; никаких признаков опьянения они не проявляли.

Затем ученые подвергали крыс воздействию паров алкоголя. Крысы одной из групп спустя примерно два месяца стали зависимыми. В последующих тестах потребляли уже эквивалент упаковки из шести банок пива, а уровень алкоголя в крови «в человеческом эквиваленте» существенно превышал допустимый для вождения.

Если одна группа имела дело только с алкоголем, то вторая еще и с никотином, алкогольная зависимость у этих крыс развилась гораздо быстрее — эквивалент шести банок пива они стали выпивать спустя всего три недели. «Мы никогда не видели столь стремительного роста потребления алкоголя», — прокомментировал Джордж.

После этого исследователи предложили крысам алкоголь с примесью хинина, чтобы посмотреть, станет ли горечь препятствием для выпивки. Часть крыс снизила потребление, но те крысы, что подвергались воздействию никотина, продолжали пить в прежних количествах. Очень похоже на импульсивное поведение людей-алкоголиков, заметили ученые.

Это импульсивное поведение оказалось связанным с активацией цепей «стресса» и «вознаграждения» в мозге животных. Как стало известно в результате предшествующих работ в лаборатории Джорджа, никотин активирует определенные «нейроны вознаграждения», что, соответственно, поощряет дальнейшее курение. Одновременно никотин активирует и «нейроны стресса», что, казалось бы, должно привести с снижению потребления никотина, но, похоже, вместо этого приводит к увеличению потребления алкоголя, который помогает заглушить этот стресс.

Такой механизм неплохо объясняет, почему выпивающим курильщикам так трудно бросить пить, и, наоборот, выпивохам перестать курить. Аргументом в его пользу послужит и тот факт, что, когда ученые вводили крысам, получившим инъекцию никотина, вещества, блокирующее его воздействие на головной мозг, количество потребляемого ими алкоголя не возрастало.

Отдельно ученые отметили, что комбинация нейронов, активируемых алкоголем и никотином совместно, отличается от набора нейронов, активируемых этими веществами по отдельности.

Исследователи считают, что результаты эксперимента могут объяснить, почему и у людей зависимость от табака и алкоголя часто идут рядом. Ученые предполагают, что дело в определенной группе клеток мозга, которая отвечает за обе зависимости. Дальнейшее исследование работы этих клеток сначала у крыс, а потом и у людей должно привести к разработке новых эффективных методов борьбы одновременно с зависимостью и от табака, и от алкоголя.

«Нашей следующей целью будет определить вещества, которые могли бы деактивировать именно эти конкретные нейроны» — сказал Джордж.